news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Марина ФАЙРУШИНА:

«Тарифная политика должна стимулировать энергоресурсосбережение»

«Тарифная политика должна стимулировать энергоресурсосбережение»

Гость интернет-студии агентства «Татар-информ» - председатель Комитета РТ по тарифам Марина Файрушина - рассказала об основных направлениях деятельности Комитета.

Марина Анатольевна, тема ЖКХ – одна из наиболее волнующих для населения. Но для начала позвольте общие вопросы о Комитете – когда и для чего он был создан?
М.Ф.:
Комитет по тарифам РТ был создан 25 января 2008 года Указом Президента республики. Комитет является правопреемником Республиканской энергетической комиссии, но включает в себя не только прежние полномочия РЭКа, но и новые полномочия. Мы проводили большую работу по передаче функций от различных министерств, и само положение о Комитете было утверждено лишь 12 мая.

Мы отвечаем за государственное регулирование тарифов, цен, надбавок, наценок и так далее – тех, которые подлежат госрегулированию. Кроме того, в полномочиях Комитета установление нормативов по газо- и электроснабжению. Также за нами контроль за инвестиционными программами регулируемых организаций, мы участвуем в решении вопросов энергосбережения, занимаемся мониторингом социально значимых цен – на нефтепродукты, на хлебопекарную продукцию.

А не противоречит ли практика установления фиксированных тарифов принципам свободной конкуренции?
М.Ф.:
По закону, у нас есть отрасли, где работают так называемые естественные монополии. Конкуренция в этих отраслях нецелесообразна. К примеру, водоканал – он всегда в городе один. Ведь невозможно построить еще один водоканал и проложить параллельно еще одну трубу. И вот для товаров и услуг газовых, электрических тепловых, канализационных сетей, водоканала и введено государственное регулирование тарифов.

Сейчас происходит либерализация в некоторых отраслях – особенно это заметно в электроэнергетике. Там конкуренция вводится в производстве электроэнергии и в сбытовых компаниях. А сети и диспетчеризация по-прежнему остаются монополиями.

Как обстоят отношения у вас с федеральными коллегами, с муниципальными органами власти? Существует ли возможность как-то влиять на их решения?
М.Ф.:
В России предусмотрены 3 уровня регулирования тарифов – федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне это Федеральная служба по тарифам, на республиканском – наш комитет. На муниципальном уровне регулированием тарифов занимаются исполкомы или советы муниципальных образований.

На федеральном уровне у нас регулируются естественные монополии, на региональном и муниципальном – локальные монополии. ФСТ регулирует цены на газ, его транспортировку, а также сбытовую надбавку, на электроэнергию ФСТ определяет границы цен, на тепло ФСТ также устанавливает границы цен для энергии, вырабатываемой на электростанциях. Для тепла, вырабатываемого котельными, воды, водоотведения и твердым бытовым отходам ФСТ указывает предельный индекс – тот уровень роста цен, который мы не можем превысить.

В рамках этого мы в республике устанавливаем свои тарифы и предельные индексы по набору жилищно-коммунальных услуг для муниципальных образований. Муниципальные образования уже утверждают уже те тарифы, которые относятся к их регулированию. К примеру, если водоканал снабжает водой территорию одного муниципального образования, то это их ведение. Если же водоканал обслуживает несколько муниципальных образований, то это уже ведение нашего комитета.

Что касается взаимодействия с ФСТ в установлении тарифов, то есть сферы, где согласование не требуется – это, к примеру, оптовая цена газа. А вот при транспортировке газа учитывается мнение татарстанских организаций, которые занимаются транспортировкой. Мы присутствуем на заседаниях правления Федеральной службы по тарифам, можем высказать претензии или предложения и даем свое согласование. Надо сказать спасибо руководству ФСТ – они стараются идти навстречу и услышать регионы.

В первый раз в этом году мы впервые вместо Министерства информатизации и связи РТ проводили согласование по тарифам на услуги связи. И в ФСТ прислушались к тем рекомендациям и предложениям, которые мы высказали.

Как формируется тарифная политика на территории Республики Татарстан?
М.Ф.:
Сначала мы получаем из Москвы индексы роста заработной платы, инфляции, стоимости газа, электроэнергии. Из этих данных мы выводим средний индекс роста цен по республике на следующий год. Далее мы рассматриваем инвестиционные программы, предоставляемые нам организациями ЖКХ, после чего устанавливаем индексы для муниципальных образований. От Минэкономики и Минфина мы получаем прогноз доходов населения на следующий год и рассчитываем объем субсидий, которые необходимо будет выделить малоимущим гражданам.

В конечном итоге мы смотрим на тариф как на баланс интересов производителя и потребителя. То есть тариф должен быть, с одной стороны, таким, чтобы предприятия работали, а с другой – чтобы население имело возможность оплачивать услуги по этим тарифам, а те, кто не имеет возможности оплачивать – сполна получили субсидии.

Ну позвольте теперь главный вопрос – что является причиной постоянного роста тарифов на услуги ЖКХ?

Главные факторы – это инфляция и цена на газ. В связи с тем, что Правительством России было принято решение об обеспечении равной ставки доходности от реализации газа на мировом и внутреннем рынке, понятно, что цены на газ в России движутся в сторону мировых. Но они будут всегда ниже мировых, потому что транспортировка за границу гораздо дороже.

Я слышал, что в связи с кризисом Правительству России было предложено оставить тарифы на 2009 год без изменений.
М.Ф.:
Такие разговоры ходят – и о том, чтобы «заморозить» тарифы, и о том, чтобы рост был не более 5 процентов, но пока никаких распоряжений не поступало.

А у самих предприятий ЖКХ есть какие-то инструменты, чтобы удерживать рост цен на те услуги, которые они предоставляют? Ведь можно просто каждый год поднимать цены и не заботиться об улучшении качества.
М.Ф.:
Вопрос ведь в том, какие правила игры определяет для предприятий государство, насколько им выгодно или нет заниматься модернизацией производства. Ведь они сейчас в основном все являются коммерческими организациями.

Мы со следующего года хотим ввести 3-летнее регулирование тарифов. Это будет выгодно и самим предприятиям - они смогут формировать программу управления издержками, экономить на издержках, и потребителям, которые будут знать свои тарифы на ближайшие 3 года. Это будет выгодно инвесторам, потому что инвестор, приходя в ЖКХ, будет знать, какие параметры будут для него зафиксированы на 3 года, и получит возможность вкладывать деньги на длительный срок.

Кроме того, сейчас идет речь о том, чтобы сделать для потребителей 2-ставочный тариф. Ведь ситуация несколько абсурдная – чем больше потребители экономят, тем это невыгоднее снабжающей организации. У них падает объем реализации, а затраты остаются прежними, и тариф растет.

2-ставочный тариф предполагает разделение на переменные и постоянные затраты. Переменные – это затраты на энергию, а постоянные – затраты на обслуживание сетей, инвестиционные программы. В этом случае производителям будет выгодна экономия со стороны потребителей.

Тарифная политика должна отвечать требованиям времени и стимулировать энергоресурсосбережение – не только потребителей, но и сами снабжающие организации. Это большая работа, но мы ее уже начинаем.

Мы с вами как раз затронули больную тему – так называемое 307-е постановление Правительства России, которое по сути делает невыгодным установление приборов учета.
М.Ф.:
Я бы не сказала, что установка приборов учета невыгодна. Просто некорректно определены правила игры. В начале декабря были внесены изменения в 185-й федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». На средства фонда, как вы знаете, сейчас в республике проводится капремонт жилых домов. И сейчас добавили одно из условий – использовать при расчете стоимости коммунальных услуг 307-е постановление.

Постановление говорит о том, что в домах должны быть общедомовые приборы учета. При расчете по 307-му постановлению все, что вошло в дом, должно быть оплачено. И вопросы вызывает распределение платы между жильцами. Все излишки распределяются между жильцами, которые имеют приборы учета. В формуле, которая определяет размеры оплаты, допущена ошибка, неточность – как угодно можно назвать.

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем ежегодном Послании Госсовету эту проблему затронул и от его имени написано письмо в адрес председателя Правительства Российской Федерации о том, что необходимо внести изменения. Мы надеемся, что этот вопрос решится положительно, и приборы учета устанавливать будет выгодно. Тем более что правила игры меняются, и все равно они будут изменяться в сторону учета. Ведь в Гражданском кодексе написано, что все услуги поставляются по приборам учета.

Жильцам самим также надо отслеживать, есть ли у них кто-то, кто незаконно подключился к их дому. И потом жильцы сами могут поставить приборы учета на общедомовые нужды, а потом уже смотреть – откуда же берется разница.

ЖКХ, электроэнергия – это ведь не единственная ваша забота. Насколько я знаю, вами активно отслеживается проблема компенсации транспортным компаниям за перевозку «льготников». Какова роль комитета в этом вопросе? И если можно, расскажите о текущем состоянии дел.
М.Ф.:
На Комитет возложены полномочия по регулированию в том числе и транспортных услуг – от автомобильного транспорта до местных авиалиний. Самый «горячий» вопрос – это, конечно автомобильный транспорт. На сегодняшний день у нас принято решение по тарифам на проезд в городах Казани, Альметьевске и Нижнекамске и о компенсации перевозчикам за проезд «льготников».

До этого годами перевозчикам никак не компенсировали провоз «льготников». Это было связано с тем, что не было возможности учета этих льготных пассажиров. В июне 2007 года в Казани была введена транспортная карта, после чего появилась возможность персонально учитывать пассажиров. Мы провели расчет по всей Казани, разработали методику расчета регионального стандарта, определили сам стандарт. Он определяет количество поездок, наполняемость автобуса, иные факторы. Величина регионального стандарта составляет 8 рублей 55 копеек.

В бюджете также не было предусмотрено расходов на компенсацию перевозчикам. Когда появилась в полном объеме методическая и нормативная база, появилась и возможность включить сумму в бюджет. В 2008 году пришлось изыскивать дополнительные средства, но на 2009 год компенсация предусмотрена в бюджете.

Похоже, что все действительно так, хотя бы потому, что водители перестали шпынять бабушек, не оставляют их на остановках, понимают, что это реальные деньги.
М.Ф.:
Такая же ситуация у нас была несколько лет назад и в ЖКХ, когда мы дотировали предприятия. Но затем мы перешли к персонифицированному учету, и сейчас каждый гражданин имеет право обратиться за субсидией. Я думаю, с транспортом будет то же самое, ведь перевозчик должен просто получить компенсацию своих затрат, а человек в зависимости от своей обеспеченности будет иметь право на получение средств для поездки.

Подготовил Михаил МИРОНОВ
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2