news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Самый лучший день – сегодня

«Уроки лидерства» от министра

Каждую субботу глава Минобрнауки Татарстана Альберт Гильмутдинов на полтора часа меняет портфель министра на учительскую указку. С начала нового учебного года министр образования и науки РТ лично преподает «Уроки лидерства», инициатором введения которых он сам и выступил, учащимся лицея им.Лобачевского при КГУ.

Около 20-25 учащихся 7-11-х классов лицея при КГУ, каждый из которых лично для себя решил, что «Уроки лидерства» - это для него, по субботам собираются в зале информационно-коммуникационных технологий образовательного учреждения в ожидании преподавателя. В 14 часов – неизменно без опозданий, несмотря на загруженный график, появляется Альберт Гильмутдинов, лично убедившийся в необходимости ставить перед собой корректные цели и планировать каждый день жизни, чтобы многое успевать и стать успешным.

 «Уроки лидерства» от Гильмутдинова включают в себя 3 обязательных компонента: теорию, построенную на основе книги «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, а также проекты «Личная победа» и «Добрые дела». В рамках проекта «Личная победа» ребята ставят перед собой цель и стараются сдержать данное самому себе слово – ежедневно делать зарядку, никуда не опаздывать, усиленно учить иностранный язык и тому подобное. В рамках проекта «Доброе дело» учащиеся лицея участвуют в ряде социальных проектов. Ребята посещают дом малютки, интернат для детей с девиантным поведением, приют для бездомных собак, а также развешивают в общественном транспорте агитационные листовки, призывающие быть вежливыми с пожилыми людьми.

Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал на одном из «Уроков лидерства» в лицее им.Лобачевского при КГУ, а также поговорил с главой Минобрнауки РТ и учениками, участвующими в проекте, о том, что дают им эти занятия.

Войдя в класс, Альберт Гильмутдинов после приветствия учащихся, сразу же спрашивает об успехах или напротив, неудачах, в проекте «Личная победа». Признавшись, что в своем личном проекте он накануне сам сорвался, призывает лицеистов, также потерпевших фиаско, стараться не нарушать данное себе слово. «Но после того как упал, нужно встать и пойти дальше. Главное – не бросать намеченное», - подчеркнул он. Также министр поинтересовался и реализацией «Добрых дел», подчеркнув, что учитель всегда рядом и в случае возникновения сложностей и препятствий на пути к реализации намеченных целей обязательно подставит плечо. Альберт Гильмутдинов предложил ребятам организовать что-то нерядовое, незаурядное в преддверии Нового года для подшефных лицею учреждений – дома малютки, приюта для собак, интерната для детей с девиантным поведением. «Весь сценарий за вами, а подарки – за мной», - пообещал он.

Основное время «Урока лидерства» занял теоретический раздел – но не просто чтение лекции о необходимости постановки целей. В процессе преподнесения лицеистам теоретического материала глава Минобрнауки РТ наглядно демонстрировал ребятам свои слова на интерактивной доске с помощью схем и рисунков, а также вовлекал учащихся в дискуссию по изучаемым вопросам и подготовил интересую анкету. 

Альберт Гильмутдинов рассказал лицеистам об основных навыках лидера. По его словам, основные навыки успешного человека – это проактивность и целеполагание. Министр уверен, что лидер должен сам отвечать за свою жизнь, реагировать не линейно и начинать какое-то дело, представляя конечную цель. Без цели в жизни, уверен А.Гильмутдинов, человек топчется на месте, а при наличии цели задает себе вектор развития, и траектория его жизни идет вверх. По его мнению, цели также нужны для реализации всех ресурсов, скрытых резервов человека. «Если цель захватывает человека, то к процессу ее реализации подключается еще и подсознание, которое Фрейд называл подвалом. Таким образом, в процесс достижения цели вовлекаются скрытые ресурсы», - уверен педагог. Глава Минобрнауки РТ также убежден, что каждый человек приходит на этот свет с определенной миссией, а для ее реализации обязательно необходимо понять свое предназначение.

Глава Минобрнауки РТ привел данные тестирования студентов Йельского и Гарвардского университетов 1950-х и 1970-х годов соответственно, которые показали практически идентичные результаты. Те 3 процента студентов, которые письменно формулировали свои жизненные цели, через 20 лет оказались самыми успешными среди своих сокурсников. «Пишите, Шура, пишите», - с улыбкой призвал лицеистов Альберт Гильмутдинов. И не просто призвал, а нарисовал на доске свое древо целей, согласно которому строит каждый свой день и всю жизнь. Практически перед каждым человеком, по мнению министра, стоит цель прожить счастливую и долгую жизнь. В свою очередь у этой высшей цели есть свои составляющие – здоровье, хорошая учеба, отношения. У которых в свою очередь есть свои составляющие… Составив такое древо целей, человек будет знать, что ему необходимо делать каждый день для достижения самой главной цели.

Альберт Гильмутдинов не обошел вниманием и возможность потерпеть фиаско на пути к достижению цели. Министр выразил уверенность в том, что нет на свете людей, которые не терпели бы поражений. Он привел в пример всемирно известного американского изобретателя Томаса Эдисона. Он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания – но лишь с более чем 7-тысячной попытки. Как признавался ученый, каждая из 7 тысяч неудачных попыток была очередным шагом к победе. По мнению главы Минобрнауки РТ, победы улучшают нашу внешнюю жизнь, а поражения – внутреннюю, при условии, что человек не сломается. «Не бойтесь поражений, лишь уныния от них», - призвал он лицеистов.

«Лидер – это человек, который каждый день пытается стать сильнее, мудрее и умнее, чем вчера», - заявил министр. «Самый лучший день – сегодня», - такими словами традиционно завершает «Уроки лидерства» Альберт Гильмутдинов и прощается с ребятами, чтобы встретиться с ними вновь через неделю. 

Альберт Гильмутдинов:  Это была моя идея ввести курс «Основы лидерства» в школах. Но раз я предложил, то должен сам показать, участвовать в этом проекте лично, хотя времени очень мало.

Сейчас «Уроки лидерства» преподают в 22 школах Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Заинска. Ни в коем случае не должно быть обязаловки. Это тот урок, на котором должны быть искренность и настоящий интерес. Как только введут обязаловку, на проекте можно ставить крест. Поэтому тем школам, которые сами проявят интерес, мы поможем – предоставим технологии. Сейчас мы первыми в стране отрабатываем технологии, напишем свой курс. Мы сравним варианты, возьмем лучшее, и из 22 вариантов сделаем один очень хороший.

Я абсолютно уверен, что такие уроки станут неотъемлемым элементом нашей школы. Очень большой интерес к этому проекту проявила Москва. Скоро специально для изучения нашего опыта в Казань приедет замминистра образования и науки России Исаак Калина, который встретится с учителями, которые ведут эти уроки, побывает на занятиях. Все проявляют очень большой интерес, поэтому это действительно реально востребованный проект. 

«Уроки лидерства» преподают школьные психологи и просто успешные люди – представители бизнеса, госструктур, директора предприятий. Чтобы вести «Уроки лидерства», не нужно быть педагогом – нужно быть взрослой, состоявшейся личностью, человеком, которому есть что сказать младшему поколению. У нас будут открытые уроки лидерства, на которые мы будем приглашать в гости выдающихся лидеров. Первой ласточкой станет мэр Казани Ильсур Метшин, при участии которого пройдет открытый урок в казанской гимназии №7 в ближайший вторник. Людей успешных, состоявшихся в жизни детям надо предъявлять – они должны иметь возможность с ними общаться. Важны даже не конкретные вопросы, а ощущения, которые останутся – это где-то обязательно отразится у ребят в жизни.

Лично мне эти уроки дают очень много. Во-первых, важно знать детей, ради которых мы работаем. Профессионалом не может считаться человек в образовании, если у него нет прямого контакта с ними. Чрезвычайно важно этот контакт поддерживать, потому что дети сегодня и дети 3 года назад – это уже разные люди. То есть у меня профессиональный к этому интерес. Во-вторых, при Министерстве образования и науки РТ я создал Совет директоров школ и Совет учителей, а это – мой Совет учеников. У меня складывается объемное представление о том, что такое наше образование. Сидя в кабинете, это охватить невозможно. А так – возможно. Кроме того, общаясь с детьми, я как будто омываюсь чистой родниковой водой.

Учащийся 7а класса Артур Авхадиев: «Уроки лидерства» уже дали мне много и в перспективе дадут еще больше. Я учусь организовывать свое время и развиваю себя как личность. У каждого есть своя цель, которую он старается достичь, и у Альберта Харисовича в том числе. Я изучаю английский язык и поставил цель каждый день по часу читать книги на английском языке. Конечно, приходится нелегко, но без этого никак. Я также участвую в проекте «Реабилитационный центр» -  мы общаемся, играем с воспитанниками центра для детей с девиантным поведением.

Мне нравится, что на уроках с министром мы всегда говорим на равных, проходят конструктивные дискуссии.

Учащийся 7а класса Алексей Васильев: Мне очень понравилось, что министр образования и науки говорит с нами на равных, хотя он – высокопоставленное лицо. Он нам рассказывает, как добился своего. Мы изучаем статьи из книги Стивена Кови, делаем добрые дела.

В рамках проекта «Личная победа» я начал делать зарядку. У некоторых моих друзей катастрофически не хватало времени на определенные дела, но они составили себе график на день, и теперь все успевают. 

«Уроки лидерства» нужны мне и  для общего развития. Когда я вырасту, то пойду на работу, и все равно эти знания мне пригодится. Я хочу работать в известном автоконцерне. Лидерство и в жизни пригождается. Мое мнение сейчас стали больше уважать друзья – они видят, что я стараюсь не тратить свое время зря. И родители двумя руками за.

На «Уроке лидерства» побывала Кристина ИВАНОВА

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2