news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Игорь Иртеньев: "От Аксенова всегда исходило чувство свободы"

Сегодня в "Книжном дворе" известные российские писатели встретились со своими поклонниками.

(Казань, 13 ноября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Дискуссии о современной литературе – неотъемлемая часть «Аксенов-феста», который в этом году проходит в Казани уже в третий раз. Вот и сегодня они развернулись в «Книжном дворе». Много о нынешних авторах рассуждал Дмитрий Быков.

По его мнению, все те книги – что читают сейчас думающие и вроде как разбирающиеся в литературе люди – это лишь верхний пласт. Очень много есть авторов, сейчас неизвестных, произведений которых, тем не менее, достойны внимания. Это мощная эпическая проза, но издается она слишком локально. А вообще – время эпической прозы, считает Быков, уже позади. Гениальным автором, говорит он, будет тот, кто напишет «историю советской эпохи, взяв за основу историю одной семьи». Кто это может сейчас сделать – неизвестно. Однако Быков все же назвал одно имя, попросив поклонников запомнить его: это Денис Драгунский.

«Может быть, он напишет роман о бабушке, сменившей десять мужей, один из которых был налетчиком, второй – комиссаром, третий – расстрельщиком, пятый – майором, шестой – летчиком… Но я не знаю, готов ли Денис это сделать. Готов ли он на три года отлучиться от всего. Эта книга должна быть объемом страниц 200, не более», – говорит писатель.

На вопрос о том, кто из современных литераторов наиболее точен в описании нынешних российских реалий, Быков назвал двух писательниц – Викторию Токареву и Людмилу Петрушевскую, последнюю – особенно в пьесах. «Довольно интересна пьеса Сорокина «Занос». Там есть моменты, очень четко описывающие быт некоторых категорий населения», – считает Дмитрий Быков.

Больше всего, кажется, его сегодня просили ставить автограф на книге «Борис Пастернак». 1942-1943 годы – очень тяжелые – Пастернак провел в Чистополе. Был там и сам Дмитрий: правда, задолго до написания биографии Бориса Леонидовича. Сегодня он поделился своими впечатлениями: «У меня было ощущение пастернаковское: если мы ищем там комфорт и понимание – то это не то, но если мы ищем соприкосновение с реальной жизнью и хорошими людьми, то именно то, да.... Я очень жалею, что не доехал до Елабуги, но у меня есть странное предубеждение, что туда ехать не надо. Почему? По-моему, это мрачное место. Хотя друзья мои туда ездили… А Чистополь я видел, и видел детский сад, где они жили, и пристань. Хороший город».

Ну и конечно, речь зашла и о Василии Аксенове. Он был, по словам Быкова, человеком-праздником, всегда приносившим с собой ощущение радости. «И уходил он из жизни долго, и никто не мог этого объяснить, даже врачи. А на самом деле он просто обладал такой энергией, что не мог быстро уйти, хотя умер сразу, в один день, ведь больше не приходил в сознание. Он нас долго не оставлял, и это – благородно. А вообще, в жизни он так и не состарился», – сказал Быков.

Василия Аксенова вспоминал и Игорь Иртеньев. Он поделился с корреспондентом ИА «Татар-информ» своими пожеланиями фестивалю: «Хочется, чтобы здесь чувствовалось то ощущение свободы, которое всегда исходило от Аксенова, западничества, «незамыкания» в своей скорлупе, в дутой патриотической гордости. И мне бы хотелось, чтобы книги Василия Павловича послужили своеобразной инъекцией от этого».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2