news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Спроси у ректора:

Кризис – время для умных. Итоги акции «Спроси у ректора»

Кризис – время для умных. Итоги акции «Спроси у ректора»

Подведены итоги акции «Спроси у ректора», организованной ИА «Татар-информ». За 10 дней в агентство поступило более 150 злободневных вопросов от студентов и преподавателей татарстанских вузов.

В ходе онлайн-конференции в студии агентства прозвучали вопросы, вызвавшие наибольший отклик у молодежи – сдача ЕГЭ, низкая заработная плата сотрудников и мизерная стипендия студентов, трудоустройство выпускников вузов и продолжение дальнейшей научной деятельности, парковочные места возле зданий вузов. Были заданы и вопросы, касающиеся предстоящей Всемирной универсиады-2013 в Казани, приемной кампании этого года, взяточничества в вузах, системы распределения, балльно-рейтинговой системы, тестирования на употребление наркотических средств. Интернет-пользователям ответили руководители вузов, на имя которых поступило наибольшее количество вопросов, - Юрий Гортышов (КГТУ-КАИ), Герман Дьяконов (КГТУ-КХТИ) и Радиф Замалетдинов (ТГГПУ). К сожалению, председатель Совета ректоров вузов РТ, глава КГУ Мякзюм Салахов, которому поступило несколько десятков вопросов, не смог принять участие в пресс-конференции. Вопросы ректорам адресовала Ляйсан Абдуллина.

Диляра из ТГГПУ интересуется, почему студенты, обучающиеся за счет государственного бюджета, не получают вовремя академическую стипендию?
Р.З.:
Действительно, в начале года такой вопрос был, но на сегодняшний день он уже решен. Проблема связана с тем, что ежегодно с Министерством образования и науки РТ мы заключаем контракт на продолжение обучения студентов, которые перешли к нам из Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института. Есть своя процедура согласования документов – проблема заключалась только в этом. Она на сегодняшний день решена, мы надеемся, что до конца года задержек выплаты стипендий не будет.

Г.Д.: К нам нет вопросов, потому что задержек стипендий у нас нет. В вузах есть различные стипендии, которые выплачиваются тем, кто особенно хорошо учится – стипендии мэра Казани, Президента Татарстана, Президента РФ и другие.

Ю.Г.: Академическая стипендия составляет сегодня 1100 рублей. Если студент сдал экзамены на «4» и «5» - на 25 процентов больше, если на одни пятерки – на 50 процентов больше.

Вопрос к ректору КАИ, прислал его Алексей из Казани. Что вы скажете по поводу того, что в вашем университете уборщица получает зарплату в размере 4330 рублей, инженер – 4400?
Ю.Г.:
Уборщицы действительно получают от 4330 рублей (размер МРОТ) до 6530 рублей, если работают на полторы ставки. Зарплата инженера составляет от 4400 до 25 тысяч – все зависит от того, есть ли на кафедре внебюджетные деньги, выполняются ли хозяйственные договора, ведется ли научная деятельность.

Библиотекарь, работающий в КАИ, спрашивает: почему у библиотекаря самая низкая зарплата в университете и не было повышения с нового года?
Ю.Г.:
Библиотекари получают у нас от 4600 до 9600 рублей. Директор библиотеки – чуть больше 12 тысяч рублей. С нового года мы пока никому не увеличили уровень оплаты труда, потому что только недавно принят бюджет КАИ. Сейчас мы смотрим, и будем поощрять сотрудников уже не в виде зарплат, а в виде стимулирующих надбавок.

В остальных вузах ситуация обстоит так же?
Г.Д.:
В данном случае ситуация практически одинаковая во всех государственных вузах. Мы для всех категорий сотрудников устанавливаем различные надбавки – стимулирующую, постоянную (закреплена решением Ученого совета).

Р.З.: Если имеется экономия фонда оплаты труда, то руководители подразделений делают представления, на основании которых ректор устанавливает стимулирующие надбавки.

Понятно, что ловить взяточников - это вопрос прокуратуры, но ведь страдает престиж вуза. Нет ли в ваших университетах подразделений, которые занимались бы выявлением хапуг?
Р.З.:
Такая проблема в вузах есть, и в каждом университете ведется работа по выявлению и профилактике этих явлений. В ТГГПУ создана специальная комиссия под председательством ректора вуза, заседания которой проходят дважды в месяц. Осенью 2009 года мы планируем провести всероссийскую конференцию, посвященную проблеме взяточничества.

От Лили из Казани пришло предложение организовать постоянную акцию «Расскажи про взяточника».
Ю.Г.:
Это предложение уже в какой-то мере реализуется. В частности, в КАИ мы организовали прямой ректорский адрес, куда каждый студент и преподаватель может сообщить о фактах взяточничества. Я знакомлюсь с этими замечаниями, предложениями, а потом принимаются соответствующие меры.

Г.Д.: Это очень сложный вопрос, и необходимо относиться к его решению очень аккуратно. Несколько раз на меня выходили люди и говорили, что такие-то преподаватели берут взятки. И мы устраивали собственные проверки, в некоторых случаях даже привлекая соответствующие органы. В 80 процентах случаях оказывалось, что это неправда – преподавателей просто пытались оболгать.

Тем не менее, в каждом вузе ведется системная работа по борьбе с такими явлениями. В КГТУ мы проводим массовые опросы студентов, которые у нас учатся, как с целью ведения статистики, так и с целью выявления конкретных людей, которые ведут себя недостойно. Кроме этого, со следующего года мы запускаем масштабную программу компьютерного тестирования всех наших студентов 1 и 2 курса. Эта программа автоматически выявит истинный уровень знаний студентов, а также покажет, кто из преподавателей реально обучает студентов, а кто действует недозволенными способами. На основании тестирования мы будем создавать для преподавателей соответствующую систему надбавок.

Сейчас существуют ухищренные формы взяток – преподаватели продают свои книги. Есть люди, которые под видом нужных учебных материалов продают студенту свою тоненькую книжонку за 600 рублей.
Г.Д.:
В КГТУ есть достаточно кардинальный способ решения этой проблемы. Республика Татарстан является пилотным проектом по реализации доступа к электронной библиотеке «КнигаФонд». Доступ в систему платный – студент должен покупать карточку за 5 тысяч рублей за год. Зато в этой системе находится огромное количество литературы. «КнигаФондом» можно пользоваться с любого компьютера в любой точке России, и нельзя человека заставить что-то купить.

Вопрос поступил от студента КГУ. В этом году он заканчивает вуз и мечтает остаться на истфаке родного вуза, но там сложилась нездоровая ситуация с преемственностью кадров – множество сотрудников перешагнули 70-летний рубеж. И студента волнует, найдется ли место под солнцем молодым ученым?
Ю.Г.:
Мне кажется, проблема скорее заключается в обратном – как нам привлечь молодежь. Потому что, к сожалению, выпускник вуза или закончивший аспирантуру зачастую – еще не кандидат наук. Следовательно, у таких выпускников нет практически никаких надбавок. Так что у нас встает проблема привлечения молодежи.

Практически во всех вузах на кафедрах работают люди в преклонном возрасте – это огромная проблема – разрыв поколений, не та интенсивность работы, не та эффективность изучения новых компьютерных технологий. В КАИ разработана и несколько лет действует программа «Кадры», благодаря которой мы можем поощрить молодежь. Если человек до 30 лет защитил кандидатскую диссертацию, мы доплачиваем 3 тысячи рублей в месяц, работаешь над кандидатской диссертацией – тоже доплачиваем. Мы стараемся, чтобы человек после защиты диссертации не ходил 5-7 лет в ассистентах, и продвигаем его по служебной лестнице. Поэтому нам скорее надо решать задачу привлечения молодежи.

Р.З.: В ТГГПУ мы выплачиваем разовую надбавку кандидатам, докторам наук, которые выходят на защиту. Как только они издают автореферат, мы выплачиваем 10 тысяч кандидатам наук и 20 тысяч соискателям ученой степени доктора наук. Работа по привлечению молодежи к преподавательской деятельности в нашем вузе тоже ведется. Что касается сотрудников преклонного возраста, у руководителя есть рычаг – мы можем заключить договор от 1 до 5 лет, исходя от авторитета преподавателя и других факторов.

Г.Д.: В КГТУ такой проблемы почти нет, потому что у нас всегда находится место для молодых. У нас 600 аспирантов, но они не остаются невостребованными – наоборот, их пытаются переманить в производственные структуры. Но мы их удерживаем – у КГТУ хорошие связи с производством, большие объемы проектных и научных работ. В прошлом году у нас был совокупный объем науки и проектирования - 900 миллионов рублей. Поэтому мы можем позволить себе заинтересовать молодежь, и она остается в университете.

Вопросы к ректорам КАИ и КХТИ. Почему в этом году на ваши 4-й и 8-й факультеты в качестве дополнительного экзамена введена физика, а не информатика, как в прошлые годы?
Ю.Г.:
Мы выбрали физику, а не информатику, потому что старались обернуть ситуацию в пользу абитуриента. Во-первых, опыта сдачи информатики в форме ЕГЭ еще нет, а опыта сдачи физики больше. Во-вторых, факультет технической кибернетики и информатики всегда считался очень сильным с высоким конкурсом. И если бы мы предоставили абитуриентам право сдавать информатику, те, кто не наберет достаточное число баллов, не сможет сдать документы еще на другой факультет. Так что это решение принято только в пользу абитуриентов.

Г.Д.: Мы руководствовались такой же логикой.

Елена Иванова из Кировской области спрашивает, может ли ее дочь – студентка филиала КАИ, обучающаяся на платном отделении, претендовать на бюджетное?
Ю.Г.: Конечно, может. Но надо понимать, что мы переводим студентов-платников на бюджетную форму обучения при двух условиях. Первое – на этой специальности должно освободиться бюджетное место. Во-вторых, на бюджетное обучение переводится лучший среди платников.

Руслан Гумеров из Казани адресовал вопрос ректору ТГГПУ: «Когда планируется создать институты на базе имеющихся факультетов»?
Р.З.:
В этом направлении в нашем университете начата работа. В 2008 году на базе двух факультетов ТГГПУ – педагогики и начального дошкольного образования и психологии мы создали Институт психологии и педагогики. На одном из последних заседаний Ученого совета университета принято решение о создании на базе факультетов иностранных и восточных языков Института иностранных языков. В планах – создание еще нескольких институтов. Мы считаем, что система институтов оправдывает себя.

Эмиля Булатова очень интересует такой вопрос – будет ли в Казани создаваться федеральный университет?
Ю.Г.:
Будет обязательно, во всяком случае, таково желание вузов и руководства республики. Вообще-то – это очень серьезный конкурс, победить в котором крайне сложно. Республике не только престижно иметь федеральный университет, но это даст большой импульс развитию высшего образования. Поэтому федеральный университет в Татарстане должен быть обязательно. И, по-моему, основные подходы, как будет формироваться этот университет, руководством республики осмыслены и выработаны.

В поправках к закону «Об образовании» кроме федеральных университетов прописаны еще очень высокого уровня, статусные вузы – национальные исследовательские университеты. Если федеральные университеты решают проблемы крупного региона, то национальные исследовательские нацелены на отрасль. Мне кажется, что республика должна бороться не только за федеральный университет, но и за национальный исследовательский университет – может быть даже не один. Такие возможности у нас есть.

Есть ли планы по увеличению числа иностранных студентов в университетах? 
Г.Д.:
Нас немного лимитируют проблемы с общежитиями, но мы работаем с иностранными студентами – из арабских и азиатских стран. Этот контингент мы будем наращивать и в дальнейшем.

Мы даже прорабатываем вариант франчайзинга, когда вуз заключает договор с серьезным западным партнером. Партнер сертифицирует часть наших преподавателей, часть курсов ведется дистанционно, на некоторых их преподаватели читают лекции. В результате человек, который отучился в нашем университете, получает два диплома – КГТУ и западного партнера. Эта система уже работает в МГУ на двух факультетах – они работают с Университетом штата Нью-Йорк. Мы с ним вели переговоры, но сейчас ищем более статусного партнера.

Р.З.: У ТГГПУ есть около 20 договоров с вузами. На сегодняшний день у нас обучается около 100 иностранных студентов. То, что внесены поправки в порядок приема – иностранцы будут сдавать вступительные испытания в традиционной форме – облегчит вопросы приема.

Ю.Г.: У нас в вузе учатся студенты из Сирии, Египта, Турции, Ливии. Сейчас мы прорабатываем вопросы с Индией. Важно не только то, чтобы иностранные студенты ехали в Татарстан, и мы учили их на русском языке, но мы должны быть готовы проводить обучение и на английском языке. Сейчас мы занимаемся этой работой.

Вернется ли система распределения?
Ю.Г.:
Мне кажется, система распределения вряд ли вернется в прошлом виде. Система распределения сегодня – это по сути дела договор между студентом, вузом и предприятием-работодателем. Хорошие выпускники нарасхват.

Р.З.: Мы ни на один год не прекращали работу, которую правильнее будет назвать оказанием содействия в трудоустройстве нашим выпускникам совместно с Министерством образования и науки РТ. Большинство выпускников ТГГПУ трудоустраиваются в образовательные учреждения.

Г.Д.: У нас в вузе есть служба, которая занимается оценкой спроса, готовит места на предприятиях. Эта служба имеет на 20 процентов заявок больше, чем мы выпускаем студентов. Так что проблемы распределения у нас вообще нет.

Когда будет решаться вопрос организации парковок для сотрудников вузов?
Ю.Г.:
Около 2-го здания КАИ организована стоянка, возле 7-го здания с этим тоже нет проблем. А вот с 3-м, 1-м и 5-м зданиями возникают проблемы. Во дворе 1-го здания мы организуем стоянку для служебных машин, но улица Карла Маркса всегда забита машинами – так что не все в наших силах.

Р.З.: Наши корпуса расположены в центре города, и в этом вся проблема. Что касается ТГГПУ, под главным корпусом запланировано строительство подземной автостоянки на 80 мест. Мы надеемся, к концу этого года она будет готова.

Г.Д.: Та же самая проблема – у тех корпусов, которые находятся в центре города, практически невозможно припарковаться. Вопрос скорее не к нам, а к Ильсуру Раисовичу. Мы делаем все, что в наших силах – организовываем стоянки во внутренних помещениях прежде всего для преподавателей. Но наши возможности ограничены.

Студенты жалуются на введение балльно-рейтинговой системы…
Р.З.:
То, что мы сейчас переходим к балльно-рейтинговой системе оценки знаний – это верный путь. В нынешних условиях, когда мы говорим о повышении качества подготовки специалистов, это один из самых правильных путей.

Ю.Г.: Балльно-рейтинговую систему необходимо совершенствовать, ведь в этом направлении все равно надо будет идти.

Альберт из Казани спрашивает, на каком основании студентов заставляют сдавать анализы на наркотики? Ведь это противоречит уставу вуза и Конституции РФ.
Ю.Г.:
Во-первых, это не противоречит уставу. В КАИ мы ввели во внутренний распорядок университета обязательность прохождения тестирований. Мы должны бороться с этим злом жестко и ежедневно, и мы будем это делать.

Р.З.: Обязательность медицинского освидетельствования прописана в уставе ТГГПУ и правилах внутреннего распорядка. При поступлении в наш университет абитуриенты знакомятся с этими правилами и расписываются, что они обязаны их выполнять. Мы не видим здесь никакого нарушения прав человека.

Г.Д.: Надо всегда помнить о том, что образование имеет две составные части – обучение и воспитание. И вторая часть не менее важна, чем первая. В КГТУ принята программа развития корпоративной культуры. Мы считаем, что люди, которые у нас учатся и работают, должны выполнять определенные этические нормы, и нужно делать над собой усилия, чтобы им соответствовать.

Лейлу из Казани интересует вот такой вопрос. Какие действия предпринимаются ректорами для закрытия центров по написанию курсовых работ и дипломов?
Ю.Г.:
Наши преподаватели не просто принимают реферат или курсовую работу – студенты обязательно должны их защитить. Поэтому если студент все «сдул», он не сможет прокомментировать свою работу. Я категорически возмущаюсь ситуации, когда студентов провоцируют, поэтому мое отношение к подобным центрам совершенно негативное.

Г.Д.: У нас существует какая-то ущербность психики – по наследству, наверное, досталась. Ведь человек приходит в университет получить знания, а не корочку. Если студент пришел к нам просто получить корочку, мы стараемся таких людей просто убрать из университета. А люди, которые пришли получать знания, сами в такие агентства не обращаются.

Будут ли вузы республики принимать специальные программы в преддверии Всемирной универсиады 2013 года в Казани?
Р.З.:
В ТГГПУ разработан проект программы по подготовке к Играм-2013. Мы передали проект программы на рассмотрение в мэрию Казани и Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Мы планируем вести работу в нескольких направления – подготовка спортсменов, тренеров, а также волонтеров, специалистов в сфере туризма, сервиса, переводчиков.

Г.Д.: Мы тоже открыли специальности – туризм и сервис – и в этом году на них будет проводиться набор. Мы очень тесно работает с лицеем №115, который специализируется в этой области. Мы сделали с ними сопряженные учебные планы, совместную программу подготовки. Вообще, это чрезвычайно перспективное направление - те люди, которые в этом году поступят на специальности в области туризма и сервиса – через 4 года будут обслуживать Универсиаду в Казани, получат совершенно уникальный опыт проведения крупного международного мероприятия. На Олимпиаде-2014 в Сочи такие люди будут очень востребованы, так что все они туда поедут. Это будет тысяча людей, обладающих совершенно уникальной квалификацией. Эта «золотая тысяча сервиса» сможет поставить сервис России на совершенной иной уровень.

Ю.Г.: Аналогичные планы есть и у КАИ. Кроме того, для вузов Универсиада – очень хорошая возможность оснаститься спортивными сооружениями. В плане подготовки к Играм для каждого вуза предусмотрено строительство некоторых спортобъектов. Наши студенты после Универсиады получат замечательные спортивные сооружения, это очень здорово.

Какой прием ожидается на бюджетные отделения в этом году, не сократится ли количество мест?
Ю.Г.:
На технические специальности – профильные – прием снижаться не будет. Может быть, в вузах будет немного сокращен прием на непрофильные для этих университетов специальности. В прошлом году КАИ увеличили план приема на 130 бюджетных мест – мы их все закрыли. И в этом году не будет снижения спускаемых нам бюджетных мест.

Сегодня руководство Рособразования, Министерства образования и науки РФ понимает, что нельзя оставлять молодежь на улице. Поэтому абитуриенты, прошедшие через сито ЕГЭ, должны поступить в вузы. Бюджетных мест должно хватить – пусть школьники хорошо сдают ЕГЭ и идут поступать в вузы. Думаю, в подавляющем большинстве случаев они будут зачислены на бюджетные места. Кроме того, в 2-2,5 раза будет увеличено число мест по приему в магистратуру и примерно столько же – в аспирантуру.

Р.З.: Мы полагаем, что какое-то сокращение бюджетных мест будет, потому что демографическая ситуация должна найти свое отражение. Но по нашим расчетам, сокращение будет незначительным.

Г.Д.: Кризис – это время для умных. Довольно много людей будут иметь небольшие шансы найти себе работу, особенно те, кто получил образование в коммерческих вузах, не котирующихся сейчас на рынке труда. Это шанс для людей повысить уровень своей квалификации – если нельзя найти работу, значит, самое время заняться своим образованием. Таким люди, которые получат второе высшее образование по сокращенному учебному плану, будут иметь серьезное конкурентное преимущество, когда кризис закончится, и экономика снова будет развиваться.

Как вы относитесь к тому, что репетиторы готовят школьников к сдаче ЕГЭ? Причем, не всегда эффективно.
Ю.Г.:
Качество подготовки школьников падает. Только в развивающихся странах, где жизнь победнее, и люди рвутся выскочить из этой нищеты, ситуация немного лучше. А если к нам в вузы приходят неподготовленные абитуриенты, качественного специалиста обеспечить довольно сложно. Поэтому я поддерживаю репетиторство, когда школьники пытаются «подтянуться», особенно по точным наукам.

В целом я отношусь положительно к репетиторству, но должна быть видна работа, а не просто отъем денег у школьников.

Г.Д.: Не надо доверять частным репетиторам, а идти в хорошую организацию.

Р.З.: В ТГГПУ есть специальное структурное подразделение – Институт дополнительного образования – где ведется подготовка к сдаче вступительных испытаний в формате ЕГЭ. У нас работают квалифицированные специалисты, в частности, в прошлом году порядка 10 преподавателей иностранного языка прошли стажировку в Кембриджском университете. В этом году мы тоже направили своих преподавателей в Кембридж, буквально в начале марта они вернутся.

Последний вопрос от молодого человека из Казани: «Как у вас дела? У меня все хорошо».
Ю.Г.:
Я был бы счастлив сказать такую же фразу – все хорошо, и надеюсь, что будет еще лучше, чем сегодня.

Г.Д.: У нас тоже все неплохо.

Р.З.: С таким сильным ректорским корпусом, какой есть в Татарстане, никакой кризис не страшен.

Несмотря на то, что в ходе часовой пресс-конференции ректоры вузов РТ не смогли ответить на все поступившие вопросы, проблемы пользователей сети Интернет не останутся без внимания. В ближайшее время на сайте ИА «Татар-информ» будут опубликованы ответы на вопросы, которые находятся на контроле руководства высших учебных заведений Татарстана.

Подготовила Кристина ИВАНОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2