news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Гульсум Исангулова отмечает юбилей на сцене Камаловского театра

Эта блистательная актриса принадлежит к славному поколению «щепкинцев».

(Казань, 22 ноября, «Татар-информ»). Сегодня народная артистка Татарстана и Башкортостана отметит свой 70-летний юбилей на сцене театра им.Г.Камала.

Гульсум Исангулова принадлежит к славному поколению «щепкинцев». Выпуск Московского высшего театрального училища им.М.С.Щепкина 1961 года принес татарской сцене целое созвездие ярких и самобытных талантов – Равиль Шарафеев, Нажиба Ихсанова, Наиль Дунаев, Ринат Тазетдинов, Фирдавес Ахтямова, Азгар Шакиров, драматурги Туфан Миннуллин и Рабит Батулла. С каждым из этих имен связаны прекрасные и неповторимые страницы истории татарского театра.

Татарок на башкирской сцене немало. А вот башкирка на сцене Татарского Академического театра им.Г.Камала всего одна – Гульсум Исангулова. При этом по владению татарской речью и правильности произношения режиссеры ставят ее в пример молодым артистам.

Мало кто сталкивался в детстве с такими трудностями, какие довелось пережить Гульсум Исангуловой. Она родилась в башкирской деревне Карагай (Давлеткул) Мелеузовского района Башкирии. Отец был человеком грамотным, начитанным, очень душевным, горячо любящим своих четверых детей. Работал колхозным счетоводом. С началом войны его призвали в армию. Через год тяжело раненый он вернулся в родную деревню на побывку. Провел 10 дней с родными, обнял на прощание своих деток и снова ушел на фронт. Вскоре он без вести пропал во время жестоких боев под Сталинградом. Когда Гульсум было 7 лет, старшая сестра Аклима, которой едва исполнилось 17, устроилась на работу в райцентре. И попала в беду – ее обвинили в растрате. Г.Исангулова предполагает, что это были козни матерых жуликов и расхитителей, которые воспользовались неопытностью юной доверчивой девушки. Мать Гафифа продала бычка и с немалой по тем временам суммой денег поехала в Уфу нанимать хорошего адвоката. И пропала с концами. Так до сих пор и не известно, что с нею случилось.

Вот так трое несмышленых детей остались круглыми сиротами. Младшему братишке Альберту тогда было 5 лет, старшему Зубаиру – 11. Аклиму выпустили из тюрьмы только через год – полностью оправданной, но морально раздавленной, с подорванным здоровьем.

Односельчане не оставили детей в беде и разобрали детей по одному. Гульсум жила у дальних родственников. Нянчила детей, топила печь, таскала воду, выполняла всю работу по дому и огороду. С лихвой хлебнула горюшка – узнала, что такое голод, когда по нескольку дней ни крошки во рту, пережила и побои, и попреки куском хлеба, и недетский изнурительный труд. Никто о ней особо не заботился, росла дичком, как бурьян на пустыре. До 11 лет даже в школу не ходила.

А потом брата Зубаира отдали в Уфимский детский дом. Со временем он пристроил туда и Гульсум. Здесь она начала учиться и с помощью старшего брата овладела азами грамоты. Именно тут, в детдоме, и началось ее увлечение театром. Артист Башкирского драматического театра Гата Арсланов вел в детдоме драмкружок, в котором одной из самых активных участниц была 12-летняя Гульсум. Члены кружка не только ставили самодеятельные спектакли, но и были самыми активными зрителями Башкирского драмтеатра. Гульсум восхищалась игрой башкирской актрисы Рагизы Янбулатовой, была буквально очарована ее талантом. Однажды Гульсум поставили дежурить у телефона (она в это время училась в 7-м классе). Набравшись смелости, Гульсум позвонила Янбулатовой и пригласила ее выступить перед воспитанниками детдома. И та согласилась без разговоров! Пришла, встретилась с членами драмкружка и очень тепло, по-свойски пообщалась с Гульсум. А через некоторое время Г.Исангулова стала принимать участие в массовках на сцене Башкирского академического театра.

Однако путь ее в большое искусство не был прямым и гладким. Гульсум поначалу не была уверена в своем таланте, поэтому, окончив десятилетку, подала документы в Уфимский нефтяной институт. Но тут в дело вмешался случай. Однажды на улице ее встретил артист Башкирского театра Рифкат Файзи. Он рассказал, что в Казани идет набор в татарскую студию при Щепкинском училище, и принялся горячо уговаривать ее поехать в столицу Татарстана. Но как ехать, на какие деньги? И кто ее там ждет? Все же решилась. В детдоме Гульсум дали 80 рублей – стоимость билета в общий вагон поезда, на котором девушка приехала в Казань.

Мир не без добрых людей. Гульсум поддержал народный артист СССР Халил Абжалилов – через Министерство культуры он устроил ей и еще нескольким претендентам материальную помощь в размере 100 рублей. Девушка успешно прошла все 3 отборочных тура и поехала учиться в Москву.

Гульсум Исангулова до сих пор с благодарностью вспоминает руководителя татарских курсов, профессора Михаила Николаевича Гладкова. Он сразу выделил Исангулову среди всех студентов, называл ее «золотым зернышком». Постепенно под руководством опытных мастеров сцены это зернышко дало прекрасные ростки. В 1961 году она окончила Высшее театральное училище им. М.Щепкина в Москве и была принята в труппу Татарского академического театра.

Вот только несколько ее ролей: Корри – «Вне закона» (А.Муис), Шафак – «В ночь лунного затмения» (М.Карим), Джамиля – «Похищение девушки» (М.Карим), Айша – «Зифа» (Н.Исанбет), Липочка – «Свои люди – сочтемся» (А.Островский), Энже – «Кул Гали» (Н.Фаттах), Минзифа – «Прости меня, мама!» (Р.Батулла), Марта – «Интервью в Буэнос-Айресе» (Г.Боровик), Лариса Даниловна – «Одна ночь» (Б.Горбатов), Гульзиган – «Банкрот» (Г.Камал), Валия – «Возлюбленная» (М.Файзи), Роза – «Не уходи» Ф.Буляков и так далее.

В театре им.Г.Камала Гульсум Исангулова работает и сейчас.
***Н

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2