news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Марк Захаров отмечает 75-летие

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 13 октября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 75 лет сегодня исполняется Марку Захарову – режиссеру, народному артисту СССР, художественному руководителю и директору Московского театра «Ленком».

Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. В 1955 году окончил актерский факультет РАТИ (ГИТИС имени А.В.Луначарского). Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем продолжил работу в Москве, в Студенческом театре МГУ. В 1965 году был приглашен в Московский театр Сатиры, где в 1967 году осуществил постановку «Доходного места» Александра Островского, принесшую ему известность.

С 1973 года возглавляет Московский театр имени Ленинского комсомола (в 1990 году переименован в Московский театр «Ленком»). С приходом Марка Захарова этот театр стал одним из наиболее популярных в стране. Многие режиссерские работы Захарова вошли в историю российской режиссуры: «Тиль» Горина по мотивам де Костера (1974), «Юнона и Авось» Вознесенского и Рыбникова (1981), «Три девушки в голубом» Петрушевской (1985), «Поминальная молитва» Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема (1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1993), «Чайка» Чехова (1994), «Королевские игры» Горина по Андерсону (1995), «Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок» (1997), «Мистификация» по пьесе Садур «Брат Чичиков» (1999), «Шут Балакирев» Горина (2001), «Плач палача» на темы Дюрренматта и Ануя (2003), «Ва-банк» по Островскому (2004) и другие.

Значительное место в творческой деятельности Марка Захарова занимает работа в кинематографе и на телевидении. Все созданные им фильмы широко известны и популярны. Его дебютная картина «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову с Мироновым и Папановым в главных ролях, снятая, по словам самого режиссера, в жанре литературно-музыкального обозрения, вышла на экраны страны в 1977 году и до сих пор любима зрителями. Следующей режиссерской работой Захарова в кино стал фильм «Обыкновенное чудо» (1978) по сценарию Шварца. Затем одна за другой вышли три его картины по сценарию Горина: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1981) и «Формула любви» (1983). В 1988 году вышел фильм Захарова «Убить дракона» по сценарию Шварца.

Работу в театре и кино Марк Захаров уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Он – профессор кафедры режиссуры РАТИ, секретарь Союза театральных деятелей РФ, академик Академии российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», член Союза писателей Москвы. В 2005 году Захаров удостоен премии «Триумф», которая присуждается за высшие достижения в области литературы и искусства. Является автором многочисленных публикаций по вопросам театра и политики в периодической печати, в том числе в журналах «Театр» и «Огонек». Автор книг «Контакты на разных уровнях» (1988, 2000) и «Суперпрофессия» (2000), посвященных проблемам современной режиссуры. В течение нескольких лет он был ведущим телепрограммы «Киносерпантин».

***

125 лет назад, 13 октября 1883 года, было организовано Всероссийское театральное общество, которое возникло в Петербурге как «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям».

13 октября 1883 года по инициативе известнейшей актрисы Марьи Гавриловны Савиной было организовано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». В 1894 году Общество было реорганизовано и стало называться Русским театральным обществом. РТО подготовило общественное мнение к необходимости проведения первого съезда сценических деятелей, которое состоялось в марте 1897 года. На нем обсуждались проблемы репертуара, создание постоянных трупп, воспитание режиссеров, состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры. Театральное общество находилось в трудных финансовых условиях, и в поисках выхода совет РТО просил Николая II принять его под августейшее покровительство.

К 1915 году местные отделы Императорского русского театрального общества уже существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и других городах. Театральное общество неплохо справлялось с профессиональной, правовой и социальной защитой своих членов. Его средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, пожертвований и отчислений от доходов театров. Временное правительство пересмотрело статус РТО: наряду с общественными на него были возложены и государственные функции.

В 1919 году Анатолий Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому значительная часть его прав, включая регистрацию контрактов и контроль за их соблюдением, отходила государству. В связи с созданием в 1919 году профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты и функции профсоюза. К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации. 10 февраля 1933 года принят новый устав, по которому РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество (ВТО). Председателем его была Александра Яблочкина, затем с 1964 по 1986 год его возглавлял Михаил Царев.

Устав ВТО неоднократно менялся, но суть деятельности общества оставалась прежней: оказание творческой, консультационной и методической помощи, социально-бытовая деятельность. В 1986 году ВТО было преобразовано в Союз театральных деятелей России (СТД). Союз объединяет деятелей театрального искусства всей России, его цель - всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей.

***

В 1822 году в этот день умер Антонио Канова – итальянский скульптор, один из ведущих мастеров европейского классицизма и академизма XIX века.

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в Поссаньо близ Тревизо. Сын каменотеса. Учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти. Наиболее удачные произведения раннего периода творчества мастера - статуи «Орфей» и «Эвридика» и мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар», выполненные в модном тогда стиле рококо, но в которых еще заметно влияние позднего барокко. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 года навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.

Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма – «Тезей и Минотавр». За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 года он занимал пост директора Академии св.Луки в Риме. Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений – статуя «Персей», несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолины Боргезе в образе Венеры. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Антонио Канова в Венеции 13 октября 1822 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2