Минтимер Шаймиев: «Ансамбль Казанского Кремля прирастает новым музеем»

В Казанском Кремле торжественно открылся Музей естественной истории Татарстана.

(Казань, 1 сентября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня, в День знаний, в Казанском Кремле открылся Музей естественной истории Татарстана. Участие в торжественной церемонии принял Президент РТ Минтимер Шаймиев.

Почетными гостями музея сегодня также стали заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева, мэр Казани Ильсур Метшин и ректор КГУ Мякзюм Салахов.

Среди встречавших Президента РТ у входа были и дети. Минтимер Шаймиев поздравил всех собравшихся с открытием первого в России музея, который синтезирует сразу несколько наук: астрономию, геологию, палеонтологию, экологию, биологию, антропологию, географию. «Я поздравляю всех вас. Отныне историко-архитектурный ансамбль Казанского Кремля прирастает новым музеем», – объявил Президент РТ. Школьники поблагодарили руководство республики за возможность больше узнать о природе родного края.

«Сегодня открывается еще один музей, значение которого трудно переоценить. Наверное, не найдется ни одного человека, который бы оспаривал необходимость представления широкой публике знаний и исследований, которые наработали ученые о Земле», – сказала Зиля Валеева. Она напомнила, что в разработке концепции Музея естественной истории Татарстана принимали участие ученые Казанского государственного университета, Института палеонтологии РАН и другие научные деятели.

Зиля Валеева также особо отметила, что экспонаты музея не только можно, но и нужно трогать руками. «Здесь широко используются все мультимедийные возможности информационных ресурсов», – рассказала она.

Затем состоялась первая экскурсия по музею, экспонаты которого разместились в 12 экспозиционных и 2 выставочных залах бывшего Юнкерского училища. Как прозвучало в ходе осмотра, подобный музей в России открывается впервые. Во всех залах, помимо привычных глазу посетителя экспонатов, присутствуют мультимедийные – сенсорные киоски, мониторы, плазменные панели, которые наиболее полно раскрывают тематику экспозиции. Среди них – информационный портал «Республика Татарстан» – гипсовый рельеф территории республики, на который проецируется географическая, экологическая, геологическая и другие карты; интерактивный телескоп, заглянув в окуляр которого можно наблюдать небесные объекты и, наконец, единственные в мире «космические весы». С их помощью каждый посетитель музея сможет узнать своей вес на Луне, Марсе, Сириусе, Солнце, Венере. Это изобретение решил опробовать и Президент: оказалось, что на Луне его вес составил бы 13 килограммов, а на Марсе – 33. Все эти объекты размещены в зале «Земля и Вселенная», который представляет посетителям популярные знания в области астрономии.

Зал «Минералы Земли» знакомит гостей музея с разнообразием минерального мира не только Татарстана, но и других регионов нашей планеты. Зал «Начало пути» посвящен самому продолжительному этапу развития нашей планеты, длившемуся почти 4 миллиарда лет. Зал «Мир древней жизни» рассказывает о девонском и каменноугольном периодах геологической истории, с которыми связано образование нефтеносных толщ территории Татарстана.

Главному природному богатству нашей республики – нефти – посвящен зал «Черное золото нашей планеты». С минерально-сырьевой базой Татарстана познакомит посетителей зал «Кладовая недр».

Стоит отметить, что экспонаты появились в Музее естественной истории Татарстана благодаря фондам музея-заповедника «Казанский Кремль» и собранию Геологического музея им.А.А.Штукенберга Казанского государственного университета.

По окончании экскурсии Минтимер Шаймиев оставил в памятной книге музея первую запись. В ней Президент Татарстана особо отметил, что создание музея приумножило ценность историко-архитектурного ансамбля Казанского Кремля, и выразил благодарность творителям нового объекта культурного наследия татарстанцев.