news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Мухаметгали АРСЛАНОВ:

«Газиз Айдарский внес существенный вклад в развитие татарского театра»

В 2009 году исполняется 110 лет со дня рождения одного из видных деятелей татарского профессионального театра Газиза Айдарского. В связи с этой датой издано специальное распоряжение Премьер-министра РТ, готовятся памятные мероприятия в Москве, где наш знаменитый земляк прожил большую часть своей короткой, но творчески насыщенной жизни.
К сожалению, сведений о жизни и творчестве актера и режиссера немного, поэтому широкому кругу ценителей театрального искусства он мало знаком. Пресс-конференция, состоявшаяся в режиме онлайн в видеостудии агентства «Татар-информ», была посвящена творчеству Г.Айдарского. Во встрече с журналистами приняли участие доктор искусствоведения, действительный член АН РТ, заведующий отделом искусствоведения Института языка, литературы и искусства им. Галимджана Ибрагимова Мухаметгали Арсланов и заслуженный деятель искусств Татарстана, директор музея Татарского академического театра им.Г.Камала Луара Шакирзянова. 

Мухаметгали эфенде, какими сведениями о Газизе Айдарском располагаете
вы как искусствовед? Расскажите, пожалуйста…
М.А.:
Действительно, на сегодняшний день жизнь и творчество Айдарского не изучены в том объеме, как того заслуживает его вклад в развитие татарского профессионального театра. Не издано даже ни одной монографии о его творчестве. Поэтому данные о нем не известны не только татарскому зрителю, они остаются «под замком» и для специалистов-театроведов. Лишь в последнее время творческое наследие Газиза Айдарского стало изучаться на основе немногих газетных публикаций, архивных документов и музейных материалов. Толчком к этому послужила приближающаяся дата – 110-летие со дня рождения актера и режиссера, которое будет отмечаться в будущем году.

По некоторым данным, Газиз Айдарский (Валитов Газиз Исхакович) родился в 1898 году, по другим – в 1899-м в деревне Айдарово Зеленодольского района РТ. Интересная деталь: мать у него была турчанкой, и это наложило свой отпечаток и на темперамент, и на внешние черты Айдарского. Отец его был человеком образованным для своего времени, однако содержать большую семью ему оказалось не по силам, поэтому в поисках хлебных мест они оказываются в городе Красный Яр Астраханской области, где и проходят детские и юношеские годы будущего театрального деятеля.

Л.Ш.: Тут я хочу сказать о том, что меня совершенно потрясло. В те годы был такой жестокий голод, что, как свидетельствуют материалы музея, Газизу Айдарскому, чтобы не умереть с голоду, приходилось в детстве даже землю есть. Вот какие тяжкие испытания выпали на его долю.

М.А.: Поэтому, чтобы хоть на одного едока в семье стало меньше, его отдают в «люди», и он становится посыльным в книжном магазине. Уже в раннем возрасте он научился читать, и книги, которые он прочел во множестве, стали его первыми университетами. Со временем Газиз Айдарский оканчивает в том же городе 8 классов гимназии, что по меркам того времени соответствовало серьезному уровню образования. Он очень хорошо владеет русским языком, и, одновременно, досконально изучает и национальную культуру. После революции 1917 года его через Наркомпрос привлекают к работе с молодежью. Он участвует в драмкружках, является лидером многих общественных начинаний. В 1919 году по приглашению актеров труппы «Сайяр» Зайни Султанова, Касима Шамиля, оказавшихся с гастролями в тех краях и оценивших его актерские способности, Айдарский отправляется в Казань. В дальнейшей его творческой судьбе большую роль сыграл актер Камал-I. Они вместе проработали один сезон в театре Буинского кантона, и это становится для Айдарского первой серьезной ступенью в театральное искусство. Не остались не замеченными и его организаторские способности: Айдарского назначают руководителем отдела искусства Наркомата просвещения ТАССР. Одновременно он продолжает исполнять роли в театре, и в течение 1920-1922 годов в полной мере проявляет свое актерское дарование, сыграв заглавные роли в таких пьесах, как «Тахир и Зухра» Фатхи Бурнаша, «Без вины виноватые» Островского.

И это при отсутствии актерской подготовки, театрального образования?
М.Г.:
В этом проявилась его природная одаренность. В 1922 году, когда татарскому театру выделяют собственное помещение, встает проблема набора профессионально подготовленных актеров. Тогда Газиз Айдарский своими силами поступает в Центральный техникум театрального искусства в Москве, которое давало высшее театральное образование. Здесь он учится у таких прямых наследников великого режиссера, реформатора русского театра К. Станиславского, как Петровский, и оканчивает его на «отлично» в 1926 году. 

Луара ханум, какими материалами о Газизе Айдарском располагает музей камаловского театра?
Л.Ш.:
К сожалению, в нашем музее нет ни одной личной вещи Газиза Айдарского. Мы располагаем всего лишь копиями материалов, вышедших в печати, фотографиями. Что касается последних, то их нам предоставила дочь Газиза Айдарского и известного нашего композитора Сары Садыковой – Альфия Айдарская. Мы за это ей очень благодарны, эти фотографии представляют для музея большую ценность. В них отражены детские и юношеские годы Айдарского, сыгранные им роли, в целом, некоторые моменты его насыщенной жизни. На этих снимках Газиз Айдарский предстает красивым, высоким, стройным брюнетом. Действительно, в период работы в Казани он пользовался популярностью у зрителей. Именно в тот период в него влюбляется Сара Садыкова, которую, помимо обаяния, покоряют и человеческие качества, благородство, высокая культура Айдарского. Именно такой репутацией настоящего интеллигента он пользовался и в среде русских театральных деятелей, критиков и режиссеров.
В 1933 году Газиз Айдарский, страдавший болезнью легких, уходит из жизни. Его тело не было предано земле, а сожжено. Урна же с его прахом какое-то время сохраняется, видимо, у Сары Садыковой, которая впоследствии, вроде бы, передала ее в Национальный музей. Но до сих пор местонахождение урны не установлено. Поэтому, с сожалением приходится констатировать, как не сохранилось личные вещи Айдарского, так нет у него и могилы. 

Авторы некоторых опубликованных в печати материалов пишут, что Айдарский и Сара Садыкова прожили вместе недолго, разошлись…
Л.Ш.:
На самом деле это не так. Их связывало глубокое, сильное чувство, такое, как у героев, сыгранных ими в спектакле «Тахир и Зухра». В тот период Сара Садыкова играет в Центральном татарском рабочем театре в Москве, художественным руководителем и главным режиссером которого является Газиз Айдарский. Они часто выезжают на гастроли, играют в спектаклях романтические роли влюбленных, и именно тогда между ними зарождается любовь. Но, то ли из-за излишней скромности, то ли потому, что тогда не принято было открыто выражать свои чувства, объясниться они не смогли. Лишь спустя какое-то время Газиз Айдарский в небольшом письме к Саре Садыковой открывает ей душу. Сара Садыкова в ответном письме выражает свои сомнения по поводу его чувств, не скоротечны ли они, как у его сценических героев. На что Газиз Айдарский отвечает ей в том духе, что он уже тысячи раз думал об этом, уверен в своей любви к ней и что они должны быть вместе. По просьбе Сары Садыковой, он пишет письмо к ее родителям, прося руки их дочери. Получив положительный ответ, они вскоре женятся. Однако, по завершении учебы в Москве Сара Садыкова возвращается в Казань, поступает в оперный театр, играет на сцене драматического театра. В свою очередь, Айдарский не может оставить работу в Москве. Супруги вынуждены поддерживать отношения только по переписке. Эти письма сохраняются сейчас в музее камаловского театра.

Главная заслуга Газиза Айдарского – это создание государственного татарского театра «Эшче» в Москве, он явился его основателем и вдохновителем. Каков же был творческий костяк труппы, какие пьесы, в основном, ставились коллективом?
М.А.:
Надо сказать, организация театра потребовала от Айдарского неимоверных усилий - и физических, и душевных, что затем сказалось на его здоровье. Театр он начал создавать, будучи еще студентом, сплачивая в труппу при московском «Коммунистическом клубе» способную татарскую молодежь. В их числе были, ставшие впоследствии известными театральными деятелями Макарим Магдиев, Галям Саттаров, Гали Ильясов, Рафкат Файзи, Асхат Мазитов, Асия Измайлова и другие. Сам Газиз Айдарский был и художественным руководителем, и главным режиссером, и актером данного коллектива. К сожалению, долгое время он не мог обрести статус профессионального театра, поэтому все заботы о существовании коллектива ложились на труппу и плечи его руководителя. Между тем, театр «обслуживал» татарского зрителя не только Москвы и Подмосковья, но в летнее время выезжал с гастролями в места преимущественно компактного проживания татар – в Донбасс, на Урал, несли национальную культуру, как тогда говорили, в широкие массы. И только в 1928 году театр получил статус профессионального. В репертуаре пользовавшегося огромной популярностью коллектива были постановки по таким самым «громким» в те времена пьесам, как «Галиябану», «Кандыр буенда», «Аршин малалан» и другие. Надо сказать, что в тот период театр «Эшче» был единственным татарским театральным коллективом, который выезжал на гастроли, неся в народ свет культуры. Существует театр вплоть до 1933 года, затем, видимо в силу грянувших перемен в стране, закрывается. Большинство актеров этой труппы уезжает в Казань, где они закладывают основы театра им. Карима Тинчурина. Только у Газиза Айдарского здоровье к тому времени уже сильно пошатнулось, он прикован к постели. Он пишет в Казань Саре Садыковой письмо с просьбой приехать к нему. Она едет, но дни Айдарского уже сочтены, он умирает от болезни легких.

Л.Ш.: Деятельность Газиза Айдарского знаменательно еще одним направлением. Издав в 1931 году свой труд «Театральное искусство», он заявляет о себе и как теоретик театра.

М.А.: Вторая его работа в этом направлении – это книга-пособие «Сельская сцена», в которой отражены размышления и поиски Айдарского в отношении репертуара театра. Он сам переводит для театра многие пьесы с русского языка на татарский, стараясь пополнить репертуар, расширить творческие горизонты труппы. 

А какие воспоминания об отце сохранила его дочь Альфия Айдарская – известная в свое время балерина театра им. Мусы Джалиля?
Л.Ш.:
Недавно Альфия ханум издала книгу воспоминаний о своем отце. Но поскольку ко времени смерти отца она была еще подростком, то рассчитывать на какие-то ее собственные серьезные воспоминания не приходится. И все же, основываясь на отзывах других людей об отце, публикациях, она в своей книге делает такой вывод: «…если бы отец не скончался в 1933 году, то в период культа личности, в 37-м, его все равно постигла бы печальная участь политического репрессированного». Сам Айдарский в своих последних письмах тоже говорил о том, что чувствует за собой слежку, что за ним как будто установлено наблюдение.

Как уже было сказано, разработан план мероприятий по увековечению памяти Газиза Айдарского, который включает, например, создание музея при Кугеевской средней школе Зеленодольского района, установление мемориальной доски на здании Центра татарской культуры в Москве, подготовку документального фильма о нем и другое. А какие мероприятия были организованы в год 100-летия со дня его рождения?
Л.Ш.:
К этой дате у нас, в Казани, состоялся вечер встречи в Доме актеров, посвященный 100-летию со дня рождения Газиза Айдарского. В Москве, по желанию Альфии Айдарской и благодаря ее стараниям, прошел большой литературно-музыкальный вечер. Безусловно, и к отмечаемой в 2009 году памятной дате в нашем театре тоже будут организованы мероприятия. Мы обязаны передать память о видном деятеле национальной культуры, талантливом организаторе театра, актере Газизе Айдарском новому поколению. Его светлое имя должно сохраняться в истории татарского театра, памяти народа.


Беседу вел Сулейман Назмиев 
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2