news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани в преддверии 8 Марта обсудили развитие высшего женского образования

В Музее истории КГУ вчера прошли университетские чтения, посвященные развитию высшего женского образования в Казани.

(Казань, 28 февраля, «Татар-информ»). В Музее истории КГУ вчера прошли университетские чтения, посвященные развитию высшего женского образования в Казани.

С интересным и ярким докладом выступила доцент кафедры истории и культуры татарского народа, кандидат исторических наук Альта Махмутова, сообщает пресс-центр КГУ.

«До 1859 года в России никто и представить не мог, что в университетских аудиториях может появиться женщина, - рассказывала Альта Махмутова. – И когда в один из осенних дней 1859 года вслед за профессором истории К.Кавелиным появилась фигура ректора П.Плетнева, ведшего под руку молодую миловидную барышню, удивлению студентов не было предела». По словам докладчика, вторжение женщины в мужскую цитадель – университет – явилось поистине революционным актом и положило начало их длительной борьбе за доступ к высшему образованию. Первые студентки стали своего рода знаменитостями, о них сообщали в печати, было много разговоров в обществе.

Альта Махмутова особо отметила роль Казанского университета в этом актуальнейшем на то время вопросе. Так, на официальный запрос министра народного просвещения «Могут ли женщины допускаться к занятиям в университете?» Совет Казанского университета, руководимый профессором химии А.Бутлеровым, высказался за допущение женщин не только к прослушиванию лекций на все факультеты, но и к испытаниям на ученые степени и звания с правом педагогической и медицинской практики. Из тогдашних 6 российских университетов, 2 - Московский и Дерптский - дали отрицательный ответ. «Несмотря на то, что большинство университетов выступило за допуск женщин к высшему образованию, новый университетский устав 1863 года, как и прежний, оставил их чисто мужскими учебными заведениями», - констатировала она. Исключение было сделано лишь для Варвары Александровны Кашеваровой, с разрешения военного министра зачисленной в Медико-хирургическую академию с обязательством по окончании курса ехать в Оренбургский край для лечения женщин-мусульманок.

Проблема подготовки медицинских работников дала толчок для развития высшего женского образования в Казани. Профессор А.Козлов организовал и открыл акушерскую женскую школу при Казанском университете. Конечно, женщины, обучавшиеся в этой школе, еще не были студентками, но они первыми переступили порог университета.

Альта Махмутова обозначила следующий шаг по «пути» женщин в Казанский университет – допуск их на лекции в студенческие аудитории. В Казани он связан с именем педагога, профессора анатомии Петра Лесгафта. Он разрешил слушательницам акушерских классов присутствовать на своих лекциях для студентов в анатомическом театре. Несмотря на строжайшее запрещение совместного обучения (высочайшее повеление 1871 года), П.Лесгафт допускал на свои лекции учениц. Он совершил еще одно «преступление» - в 1870 году он поручил исполнение должности ассистента в анатомическом театре ученице акушерских классов Евгении Мужсковой. «По сути, это была первая сотрудница-женщина в Казанском университете», - подчеркнула Альта Хазеевна. За это Петр Лесгафт был уволен без права дальнейшего преподавания.

Вплоть до первой российской революции самодержавию удавалось изолировать женщин от университетов. В мае 1906 года в защиту прав женщин вступили 111 депутатов Государственной думы, однако, с поражением революции правительство вернулось к прежней политике недопущения. Ситуация изменилась во время Первой мировой войны, когда большинство студентов было призвано в армию, у девушек появилась возможность поступления в Казанский университет. «После 1917 года в университет женщины хлынули потоком. Поражает стремление к знаниям, благодаря которому появились женщины-ученые и женщины-педагоги», - завершила свое выступление Альта Махмутова.
***Ив

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2