110 лет назад был утвержден сигнал бедствия на море – SOS
Сейчас значение сигнала SOS уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
(Казань, 3 октября, «Татар-информ»). 3 октября 1906 года в Беpлине на Моpской конфеpенции с участием пpедставителей 29 госудаpств утвеpдили новый сигнал бедствия на моpе – SOS.
Еще до изобретения в начале 1890-х годов радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи, как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио, называвшееся тогда «беспроводным телеграфом», сначала использовало азбуку Морзе – систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа.
Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций. Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD – первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя (D) была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово danger («опасность»). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстрее, опасность».
Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другие – SOS. По коду Моpзе на всех языках такой сигнал выглядел одинаково: тpи точки, тpи тиpе, тpи точки. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.
Фразы, которые часто с ним связывают, такие как «Save Our Ship» («Спасите наш корабль»), или «Save Our Souls», «Save Our Spirits» («Спасите наши души»), или «Swim Or Sink» («Плывите или утонем»), или даже «Stop Other Signals» («Прекратите другие сигналы»), появились после принятия сигнала.
С 1 февраля 1999-го все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему – GMDSS. В связи с этим значение сигнала SOS уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
По материалам Calend.ru