news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

НСО Башкортостана - впервые в Казани за всю свою историю

Национальный симфонический оркестр Башкортостана впервые выступил в Татарстане. За свою 29-летнюю историю коллектив ни разу не выезжал за пределы республики, за исключением поездок в рамках проекта «Дни башкирской культуры». Но всё изменилось с приходом в музыкальный коллектив заслуженного артиста РБ Артура Назиуллина.

«Как только я понял, что у нашего коллектива большой потенциал и он может достойно транслировать культуру нашей республики на широкую аудиторию, мы тут же начали составлять гастрольный график», — пояснил генеральный директор НСО РБ.

​​​​

​​Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

Подготовка была серьезной. Приглашенный Артуром Назиуллиным на пост главного дирижера оркестра Дмитрий Крюков всерьез взялся за коллектив. По признанию музыканта, его рабочий день длился по 12 часов в сутки, так как с каждым из оркестрантов дирижер проводил отдельные занятия.

«Что скрывать, уровень коллектива нужно поднимать. Конечно, можно было бы уволить пол-оркестра и набрать [музыкантов] из Москвы, но, во-первых, это как минимум нечеловечно, во-вторых, на это нет бюджета. И для достижения результата мы решили поднять уровень каждого музыканта по отдельности», — заметил Дмитрий Крюков.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

Первой серьезной вылазкой обновленного оркестра стала поездка в Москву, где он выступил с сольным концертом на сцене Концертного зала имени Чайковского. По признанию руководителя НСО РБ, столичные слушатели не ожидали от регионального симфонического коллектива многого и были приятно удивлены. «Москва не ожидала, что приедет коллектив такого уровня», — подчеркнул Назиуллин.

Следующими гастролями для оркестра стал тур по городам Удмуртии и Татарстана. Завоевывать сердца татарских слушателей башкиры начали со столицы республики. Программа оказалась составлена неожиданным для многих образов образом: ни одного национального сочинения заявлено не было.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

В качестве аперитива в день сольного концерта на сцене Большого концертного зала имени Сайдашева была выбрана хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля. Пульсирующий мотив вальса, навеянный французскому композитору впечатлениями от Вены, вырос из интригующего приглушенного тремоло контрабасов и постепенно нарастал, чтобы достичь в исполнении оркестра мощной кульминации и уступить место сменяющим друг друга танцевальным эпизодам. Они трансформировались и драматизировались, нарастала общая динамика, чтобы достичь колоссального звучания в тот момент, когда Дмитрий Крюков показал всю мощь башкирского оркестра. Он как бы заявил: «Мы здесь, и мы готовы продемонстрировать, на что мы способны!»

Такое дерзкое музыкальное заявление казанцы приняли восторженно и поддержали оркестр овациями сразу после первого сочинения.

Но главное блюдо было еще впереди: коллектив подготовил сочинение, еще не звучавшее в Татарстане — Второй концерт для кларнета с оркестром современного композитора Оскара Наварро. Главную партию исполнил сам Артур Назиуллин.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

Ранее солист утверждал, что не знает более сочного сочинения для кларнета с оркестром, и, кажется, он был прав. Музыкальное полотно буквально пронизано испанским колоритом. Яркие испанские темы в партии кларнета, которым вторил оркестр, в сочетании со сложным ритмическим рисунком и вкраплениями кастаньет воссоздали перед казанцами красочную картину Испании.

Сочинение действительно сложное с исполнительской точки зрения, и разойтись солисту с оркестром — дело нехитрое. Но ощущалось, что и коллектив, и кларнетист чувствовали себя свободно и расковано, что придавало звучанию непринужденности. А дирижер был готов в любой момент чутко подправить любые неточности, тем более что в сочинении ориентировался он явно хорошо — перед ним не было партитуры.

«Эти гастроли — замечательный проект. Мы надеемся, что искушенная музыкальная публика Казани по достоинству оценит и наших мастеров сцены», — заметила первый заместитель министра культуры Башкортостана Наталья Лапшина.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

Второе отделение было отдано двум программным сюитам Отторино Респиги: «Царице Савской» и «Витражам собора». И если в первой оказались живописно воссозданы восточные мотивы, то во второй на сцене воплощались впечатления композитора от витражей соборов Италии. Партию органа исполнила ассистент-стажер Казанской консерватории Карина Горбанова.

«На первых гастролях мы хотели максимальной уйти от формата гала-концерта. Не хотелось играть Чайковского, а затем ради политики — башкирскую увертюру. Суть [замысла] была — показать себя на уровне мировой культуры независимо от какой-либо из национальностей. А в дальнейшем, если всё сложится, мы бы с удовольствием приехали сюда снова и подготовили отдельный концерт башкирской и татарской музыки», — объяснил Крюков.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

В Казани коллектив ждали с нетерпением. В зале собрались представители татарстанской интеллигенции, деловой и политической элиты. В частности, это были генеральный директор Фонда газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ Джаудат Миннахметов, постоянный представитель Татарстана в Башкортостане Юсуп Якубов, помощник Президента РТ Олеся Балтусова, начальник Управления культуры Казани Азат Абзалов. Также в зрительском зале были замечены председатель правления Союза композиторов РФ и председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимулллин, художественный руководитель оркестра La Primavera Рустем Абязов, директор музыкальной спецшколы Денис Маршанский, проректор по учебной и воспитательной работе Казанской консерватории Ринат Халитов и другие.

«Для меня лично как человека, погруженного в музыкальную среду, было интересно послушать коллектив. На меня произвел впечатление концерт Наварро — музыка захватывающая, я подобного не слышал. Не могу не выделить отдельно качественное исполнение кларнетиста», — поделился впечатлениями Абзалов.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

Представители Казанской консерватории пришли не только оценить уровень исполнительства оркестра соседней республики, но и узнать, вписались ли их воспитанники в башкирский коллектив.

«Надо сказать, что оркестр показал себя очень достойно. В этом огромная заслуга дирижера, который смог собрать коллектив. Кстати, в оркестр сели два фаготиста из Казани — мои ученики. Национальный симфонический оркестр еще добирают музыкантов. Например, недавно проходили прослушивания наших струнников, но пригласили ли их — пока неизвестно. Мы всегда рады предложить кандидатуры наших выпускников в такие прекрасные коллективы и очень гордимся тем, что они востребованы в других республиках», — рассказал заведующий кафедрой деревянно-духовых инструментов Казанской консерватории Илсур Айнатулов.

Фото предоставлено ГБКЗ им. Сайдашева

По признанию руководства Национального симфонического оркестра Башкортостана, коллектив продолжит поиски талантливых музыкантов не только в Татарстане, но и в других соседних республиках.

Впереди оркестр ждут два концерта на музыкальной сцене Набережных Челнов и Нижнекамска, а в сентябре он отправится на гастроли в Берлинскую филармонию. Концерт должен был состояться еще в прошлом году, но из-за пандемии коронавируса его пришлось отменить. По словам музыкантов, возможно, некоторые из сочинений, исполненных в Казани, войдут в программу международного тура.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2