news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»

XXXI Нуриевский фестиваль открыли лекцией о балете «Баядерка».

Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»

(Казань, 11 мая, «Татар-информ», Елена Кривопатре). XXXI Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева открылся в Казани лекцией, посвященной премьере обновленного балета «Баядерка». За час до показа о спектакле рассказал балетовед и балетный критик из Москвы Александр Максов.

В программу «Ballet Talk / Разговоры о балете» входит цикл из семи лекций, которые прочитают известные искусствоведы и балетные критики. Помимо «Баядерки» гости фестиваля смогут узнать интересные факты о балетах «Лебединое озеро», «Шурале», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и других.

Балет «Баядерка» называют мистическим и даже священным, подчеркнул Адександр Максов. «Мистика заложена в либретто этого спектакля – действия происходят в двух мирах, герой оказывается в мире потустороннем. С этим спектаклем очень много связано вещей символических», – пояснил он.

В этом году отмечаются два крупных юбилея: 200-летие выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа и 80-летие Рудольфа Нуриева. В жизни последнего «Баядерка» сыграла далеко не последнюю роль.

«Во время выступления Нуриева в Париже со спектаклем "Баядерка" он произвел эффект разорвавшейся бомбы. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. К сожалению, он был уже очень болен, ему специально оборудовали ложу в Опере Гарнье. Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона – высшая награда Франции. И через непродолжительное время его не стало, так что "Баядерка" как бы замкнула этот мистический круг», – напомнил Максов.

Этот балет впервые был поставлен в 1877 году великим балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже многие годы возглавлял балет Мариинского театра.

«Тогда ему было 58 лет, и он поставил вот этот свой спектакль, в котором прощается со своими романтическими иллюзиями. И, может быть, неосознанно для себя подарил нам спектакль, в котором сделал удивительные прозрения о тайне жизни, о превратностях любви и искусства», – рассказал критик.

Лектор также объяснил зрителям необычное название балета: «Баядера в переводе с португальского означает "танцовщица". Так называют индуистских храмовых жриц, девадаси (в переводе с санскрита "слуга Бога"). Баядерки – это храмовые танцовщицы, которые в ритуальных плясках воздавали дань индуистским божествам. Баядерками становились двумя путями. Либо это были девушки из знатнейших и богатейших семей Индии, у которых считалось очень престижным отдать дочерей храму, либо это были девочки из беднейших слоев, которые были обузой для своих родителей. И чтобы избавиться от лишнего рта, родители сдавали этих еще совсем маленьких девочек в храм».

Лекция о балете

Баядерки должны были быть непорочными, они не могли иметь любовные связи и выходить замуж, и это становилось сюжетом для драматических коллизий, отметил балетовед.

Зрители захотели узнать сюжет постановки заранее, и Максов с удовольствием рассказал им о нем. «Баядерка Никия служит в индуистском храме. Она не только любит, но и любима воином Солором, который клянется ей на священном огне в любви и преданности. Но баядерка Никия вызывает бурные страсти в душе великого брамина, жреца, который пытается склонить ее в свою сторону. В это же время правитель этого царства решает выдать свою дочь за Солора», – пояснил он.

Подробнее узнать о балете можно будет сегодня в 17 часов в Розовой гостиной Театра оперы и балета перед показом «Баядерки» с новым актерским составом из США и Казахстана.

Лекция о балете

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2