news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Музей Свияжска первым экспонировал отреставрированную икону Рериха из храма в Перми

Новый проект знакомит с церковным искусством России на рубеже XIX – XX веков.

Музей Свияжска первым экспонировал отреставрированную икону Рериха из храма в Перми

(Казань, 28 апреля, «Татар-информ», Оксана Романова). Сегодня в Свияжске открылась выставка «Церковное искусство Серебряного века российской культуры (конец XIX — начало XX вв.)». В числе 200 предметов ее самыми раритетными экспонатами стали иконы Николая Рериха и Михаила Нестерова, а также другие музейные редкости, некоторые из которых выставляются, впервые покинув музейные фонды.

«Все выставки, которые мы делаем, связаны с наследием Свияжска и тем временным периодом, который соотносится со Свияжском. В конце XIX — начале XX веков в Свияжске появляется значимый памятник — Собор в честь иконы Божией Матери „Всех скорбящих Радость“. В связи с этим у нас появляется и эта тема, а не только древнерусское искусство. Это очень интересный период развития церкви, церковного искусства. До последнего времени он был в тени, так как казалось, что это позднее искусство и оно значительно уступает древнерусскому. Но время идет, и всегда происходит переоценка тех событий, которые не так далеко от нас. Сейчас очевидно, что и церковная архитектура, и иконопись, книжная культура, настенные росписи этого периода очень интересны», — прокомментировала ИА «Татар-информ» идею выставки заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Елена Карташева.

При этом уникальность экспозиции заключается еще и в том, что предметы собраны из нескольких регионов России. Так, свои экспонаты Свияжску предоставили не только Национальный музей РТ и библиотека им. Лобачевского КФУ, но и Пермская государственная художественная галерея, Рыбинский музей-заповедник (Ярославская область), Тотемское музейное объединение (город Тотьма, Вологодская область).

Посетители смогут познакомиться с иконами, книгами, произведениями авторской живописи, церковной утварью, декоративно-прикладным искусством, церковными тканями (хоругви и одеяния священства), представленными в характерной для Серебряного века палитре. Эпоха вмещает и модерн, и неовизантийский, и русский стили.

Так, в экспозиции выставлены выполненные известнейшей в то время мастерской московского Строгановского училища хоругви в стиле модерн из Рыбинского музея-заповедника. Семь ранее никогда не демонстрировавшихся экспонатов предоставил Национальный музей Татарстана. В их числе икона святого Феодосия в неовизантийском стиле, написанная специально для Петропавловского собора Казани, и серебряный потир (чаша для причастия).

«В последние годы церковное искусство рубежа XIX-ХХ веков стало предметом серьезного интереса историков, музейных исследователей, хотя до этого, в течение ХХ века оно воспринималось как позднее менее ценным, исторические стилизации, в том числе относящиеся к византийским, — как псевдостили. Но на самом деле это Серебряный век оставил очень яркий след не только в светской культуре, но и в церковной. Этот период очень яркий и насыщенный и в монументальном церковном искусстве, и в декоративно-прикладном. Мы полагаем, что наша выставка является новым шагом в его целостностном понимании», — подчеркнула Елена Карташева во время церемонии открытия выставки.

Она также отметила, что проект скорее не художественный, а художественно-исторический. Один из важных моментов этого периода — работа в церковном искусстве тогда еще молодых художников, которым предстояло стать знаменитыми.

«Работы Николая Рериха и Михаила Нестерова предоставлены нам пермской художественной галереей. Всего из Перми экспонируется пять музейных единиц, которые можно считать жемчужинами этой выставки», — акцентировала заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева, со своей стороны, отметила, что икона Рериха «Архангел Михаил» 1907 года с южной двери иконостаса собора Казанской иконы Божией матери Пермского Успенского женского монастыря несколько лет находилась на реставрации. Сильно потемневшую, с плотной коричневой краской, ее передали в «Эрмитаж», который, в свою очередь, консультировался с реставраторами по дереву Музея религии. Впервые после проделанной работы эта икона размещается в выставке.

«Эту икону в таком виде, после реставрации, не видели еще даже сами пермяки. Когда она вернулась в Пермь, снова ушла в фонды. Рериху мало было говорить об одной русской традиции. Икона вобрала лучшее от разных стилей — элементы византийского, Позднего Средневековья... Работу над ней он начал после поездки в Италию. Накладной нимб углубляет фигуру и придает ей особенную нежность. И Нестеров — это что-то совсем другое, а ведь обе они находились в одном храме. Сегодня нет возможности понять, как это было — фотографий не сохранилось, а в 20-е годы все было разобрано. В соборе было хранилище детского питания, потому что температура там была всего +4, мы успели забрать иконы себе», — рассказала о привезенных экспонатах Надежда Беляева.

13 экспонатов для выставки предоставило Тотемское музейное объединение. Один из них — деревянный церковный подсвечник Петровской ремесленной школы.

«Такие выставки существуют для того, чтобы вдохновлять нынешних мастеров. Кроме того, здесь представлены напрестольная икона и даже запрестольная утварь, которую в обычной жизни мы вообще не увидим в храме, потому что она сокрыта от глаз прихожан. А многие вот эти вещи даже хочется на себе поносить», — признался, разглядывая одежду священства из Строгановских мастерских в стендах музея отец Сергий (Коробцов), служитель свияжской церкви Константина и Елены.

Выставка будет доступна для посещения до 19 августа.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2