news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Варианты от «Акыл фабрикасы»: Какой должна быть идеальная татарская школа

На занятии прозвучали несколько десятков предложений, которые, по мнению участников, сделают работу татарских школ более эффективной.

Варианты от «Акыл фабрикасы»: Какой должна быть идеальная татарская школа

(Казань, 27 ноября, «Татар-информ», Алмаз Шигабутдинов). Какой должна быть идеальная татарская школа? Ответ на этот вопрос искали участники занятия «100 идей для развития татарской школы», организованного в рамках образовательно-практической школы «Акыл фабрикасы» («Фабрика мыслей»).

На занятии прозвучали несколько десятков предложений, которые, по мнению участников, сделают работу татарских школ более эффективной. Перед тем как прийти к общему мнению, спикеры «Акыл фабрикасы» предлагали свою собственную концепцию идеальной татарской школы, поделились опытом.

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов рассказал о результатах проведенного им исследования опыта преподавания национальных языков в разных странах мира. На основе своих наблюдений он выделил положительные стороны татарской школы.

По словам Айрата Файзрахманова, в странах Евросоюза, Канаде, Сингапуре и Малайзии не существует понятия национальной школы. В этих государствах школы разделяются по языку ведения образовательного процесса – это могут быть языки региона, автономии или национально-территориальных обществ. К таким относятся школы с валлийским, фламандским, каталонским, баскским, окситанским языками преподавания. Также существуют дающие образование на региональном языке билингвальные и полилингвалные школы.

В билингвальных школах на первых этапах обучения занятия полностью ведутся на языке национального меньшинства. Далее увеличиваются объемы изучения языка большинства.

Айрат Файзрахманов назвал способы стимулирования роста числа желающих поступать в татарские школы. В его список вошли уравнивание статуса языков; организация системы квалификационных экзаменов для муниципальных и государственных служащих в целях ознакомления с региональными языками; экономическая оценка языков, стимулирование к изучению этого языка, реализация выпуска татароязычных продуктов; создание из выпускников билингвальных школ кластера переводчиков, дизайнеров, создателей нового медиаконтента.

Айрат Файзрахманов также напомнил об идее создания национального университета. На предыдущей секции «Акыл фабрикасы» участники выбрали концепцию университета, которая будет предложена государственным органам.

Главным спикером «Акыл фабрикасы» стал Эктор Алос-и-Фонт – социолингвист, изучивший национальные образовательные системы Каталонии, Шотландии, Уэльса, Чувашии и Татарстана.

«Вопрос изучения региональных языков в каждой стране стоит по-разному. Я и сам являюсь лишь социолингвистом, я не преподаватель. Проблема, существующая в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, встречается во всем мире», – сказал ученый.

По мнению спикера, дети, получившие знания на двух языках, лучше сдают экзамены. В доказательство этого утверждения ученый привел в пример баскский язык.

«В 1983 году населению было предложено выбрать из трех моделей: 78 процентов выбрали обучение на одном испанском языке, обучение в равной степени на испанском и баскском языках – 8 процентов, а обучение на баскском языке – 14 процентов жителей. В итоге, не изучавшие баскский язык дети показали более низкие результаты на экзаменах. Эта информация была донесена до родителей. По данным 2015 года, процентное соотношение изменилось: на испанском языке получают образование 19,1 процента детей, на испанском и баскском языках – 17,8 процента, а на баскском языке – 63,1 процента детей. Баскский язык выбрали также те, кто переехал в Испанию из других стран. Но между собой молодежь общается на испанском», – рассказал Эктор Алос-и-Фонт.

Преподаватель гимназии № 4 города Казани Искандер Набиуллин рассказал о трендах в образовании, какие изменения ожидаются в них в будущем. По мнению спикера, исчезнут границы между предметами. В пример он привел опыт Финляндии, где на уроках, например, изучая погоду, анализируют ее с точки зрения социологи, биологии, то есть объединяют предметы.

Как рассказал Искандер Набиуллин, в будущем появятся новые формы обучения, из-за которых может быть поставлена под сомнение необходимость существования школ в нынешнем их виде. Все больше родителей предпочитают переводить своих детей на домашнее обучение с использованием онлайн-ресурсов. Уже сейчас в зарубежных странах существуют онлайн-классы и онлайн-школы. Подготовиться к ЕГЭ можно с помощью видеоресурсов, исчезает необходимость нанимать репетиторов. Сам Искандер Набиуллин считает, что в будущем школы останутся, но они изменят свою форму.

Директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина ознакомила с возможностями создания в школе креативного пространства. По мнению Набиуллиной, организация креативного пространства не требует больших финансовых вложений. Оно может быть создано и студентами в качестве курсовых и дипломных работ.

Директор школы-интерната для одаренных детей «Солнце» Павел Шмаков рассказал, что в его школе ученики чувствуют себя свободными.

«Ученики в моей школе – свободные. Меня в Финляндии удивляет не передовая система обучения, а улыбки детей. У нас тоже есть такие школы. Ребенок должен чем-то заниматься. Если рядом окажется человек, способный поддержать его, ребенок может добиться успеха. Ребенку нельзя заниматься нелюбимым занятием. Это должны поддержать родители, но обычно у них на это нет времени. Вступительные экзамены в нашей школе сложные, но не настолько, чтобы их нельзя было пройти. При сильном желании ребенок может поступить в нашу школу. У нас сейчас обучаются 157 человек. Мы в них верим и им помогаем. В этом случае у них все получится», – сказал директор.

Павел Шмаков также сказал о ситуации вокруг татарского языка.

«В моей школе татарский язык преподается в количестве пяти уроков в неделю, и так будет еще многие годы. Только за последние дни в социальных сетях ко мне добавились 150 друзей. Среди них есть и татары, и русские. Они пишут, что я не татар защищаю, а правду», – говорит Павел Шмаков.

Преподаватель татарского языка инженерного лицея КНИТУ-КАИ Илзам Хазиев рассказал о возможностях пробуждения интереса детей к школьному предмету при помощи сайта classbojo.com. На сайте дети зарабатывают баллы за поведение, выполнение домашних заданий, внешний вид. Каждые 50 баллов, накопленные на сайте, превращаются в «пятерку» в классном журнале. При несоотвествующем поведении баллы у ученика отнимаются.

После выступлений спикеров начался «мозговой штурм». Участникам секции предстояло переработать накопленную за пять часов информацию и выбрать идеальную модель татарской школы. На обсуждение были вынесены пять моделей школ: малокомплектные школы для одаренных/любознательных детей по типу школ «Солнце», «Интеллектуал»; большой образовательный центр с совершенной инфраструктурой, дополнительным образованием и детским садом; несколько узкопрофильных школ под одним крылом; полилингвальные школы с углубленным изучением иностранных восточных и романо-германских языков; международные частные школы, например, финско-татарская школа.

Участники, разделившись на команды, защищали понравившуюся им модель. Организаторы «Акыл фабрикасы» выберут одну общую модель.

Участникам были вручены сертификаты о прохождении 10-часовых курсов «Образование по-татарски: новый взгляд».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2