news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

It-программы, интересные домашние задания – новый взгляд на уроки татарского от «Акыл фабрикасы»

На заседании проекта, посвященном вопросам национального образования, предложили новые методики преподавания татарского языка.

It-программы, интересные домашние задания – новый взгляд на уроки татарского от «Акыл фабрикасы»

 (Казань, 19 ноября, «Татар-информ», Алмаз Шигабутдинов). В IT-парке города Казани прошло очередное заседание образовательно-практической школы «Акыл фабрикасы», которое на этот раз было посвящено вопросам национального образования. К участию в мероприятии были приглашены учителя татарского языка, директора школ, ученые и студенты.

Главным спикером заседания стал преподаватель татарского языка и литературы лицея-интерната №2 города Казани, один из разработчиков учебников нового поколения «Салям» Рашат Якупов. Он показал пример урока татарского языка с применением современных методик. Вместе с участниками заседания он попытался найти ответ на вопрос, чего же сейчас не хватает урокам татарского в татарстанских школах.

По мнению Рашата Якупова, важно пробудить в душе ребенка любовь к учителю, уроку, языку. Спикер также призвал обратить внимание на общение на уроке. Своим коллегам преподаватель татарского посоветовал выбирать для уроков темы современные, интересные ученикам. Рашат Якупов не ставит целью обучение грамматике, однако в то же время понимает, что это тоже нужно. Он также предлагает задавать детям интересные домашние задания.

Автор учебников нового поколения «Салям» также ознакомил со своей книгой и методикой Мещеряковой. Чтобы показать методику на практике, Рашат Якупов использовал видеозапись, подготовленную ИА «Татар-информ». Методика предполагает применение в обучении детей татарскому языку таких приемов, как пение, танцы, разгадывание загадок, игры. Эта система используется в преподавании в начальных классах и не ставит в приоритет обучение грамматике.
Учебники «Салям» направлены на облегчение работы учителя, они могут сделать уроки татарского более интересными для детей. Учебник разработан для русскоязычных групп по заказу Министерства образования и науки РТ.

«Мне достаточно 5 минут подготовки, чтобы провести урок английского языка. Но чтобы сделать качественное занятие по татарскому языку, необходимо очень много времени». Из учебника “Салям” преподаватель выбирает только те упражнения, что подходят данному классу, если упражнение слишком легкое, он его не дает. Мы также подготовили в помощь учителю карточки», – рассказал Рашат Якупов.

Руководитель международной программы мультилингвальной школы «Бала-сити» Мэтью Эштон (Великобритания) поделился своей методикой преподавания языков.

«Преподавание языка не является чем-то особенным. В Казани обучают английскому, татарскому, русскому и другим языкам. Обучение может быть успешным или не успешным. Успешным обучение мы можем назвать, только если ребенок начинает говорить на этом языке. В моем опыте преподавания были те, кто заговорил на английском, и те, кто не смог освоить язык», – сказал Мэтью Эштон.

По словам спикера, 50 процентов детей, поступающих на обучение в школу «Бала-сити», приходят в первый класс со знанием английского языка, а остальные за короткое время начинают проявлять интерес к языку.

«На уроках английского весь материал подается только на английском. Если ребенок не понимает, мы не переходим на другой язык, а стараемся объяснить ему жестами, знаками. На уроках татарского обучение так же должно идти на татарском языке. У учителей в “Бала-сити” есть свой собственный статус. Со мной они могут говорить лишь на английском языке. Хотя я понимаю и по-татарски, и по-русски, отвечаю только на английском. Учителя не должны проводить урок с мыслью: “Что поделаешь, учить-то надо”. Дети должны использовать этот язык, развивать с его помощью свой мозг», – считает Эштон.

Он посоветовал учителям ставить цель перед учениками.

«Если хотите, чтобы ребенок изучил язык – ставьте перед ним цель и покажите пути достижения этой цели», – сказал он.

Учитель татарского языка и литературы 1 категории школы Иннополиса Альберт Самигуллин показал пример урока с применением различных приложений. Молодой учитель использует приложение AutoRap для пробуждения у детей интереса и любви к татарским песням и татарскому языку.

Преподаватель татарского языка гимназии-интерната №4 города Казани Эльза Набиуллина ознакомила с татарскими проектами, которые можно применить на уроках. По словам учительницы, на уроках ей помогают материалы проектов «Гыйлем» и «Элбэттэ». Главной задачей своих уроков она считает обучение детей навыкам разговора на татарском языке.

В конце заседания проекта «Акыл фабрикасы» прозвучали предложения, среди которых – проведение для учителей татарского языка бесплатных курсов обучения it-технологиям, привлечение специального юриста для защиты прав учителей татарского языка, введение в государственных учреждениях обязательного знания двух государственных языков, и другие.

Организаторами «Акыл фабрикасы» выступили Всемирный форум татарской молодежи, Министерство образования и науки РТ, Институт развития образования Республики Татарстан.

Образовательно-практическая школа «Акыл фабрикасы» – развивающий интенсив для активной, творческой молодежи Татарстана и лидеров татарских молодежных организаций из регионов и стран зарубежья. Лекторами школы «Акыл фабрикасы» становятся ведущие спикеры и эксперты Татарстана. В рамках школы проходят семинары по развитию общих проектов, воркшопы с создателями интерактивных площадок. Также проводятся общественно-стратегические сессии, групповая работа. Мероприятия проходят на двух государственных языках Республики Татарстан. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2