news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Василий Лихачев: Сегодня нигде не прописаны полномочия регионов

Специалист отмечает необходимость принятия международного документа, в котором обозначается статус регионов.

Василий Лихачев: Сегодня нигде не прописаны полномочия регионов

(Казань, 3 ноября, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев). Для того, чтобы определить статус регионов разных стран мира и избежать конфликтных ситуаций, необходимо принятие специальной международной конвенции, считает член ЦИК РФ и бывший представитель РФ в ЕС Василий Лихачев. В беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» специалист более подробно рассказал о своей инициативе, озвученной на пленарной сессии международной научно-практической конференции «Внешние связи регионов РФ. Опыт Республики Татарстан» по созданию Европейской конвенции о региональном самоуправлении и Евразийской рамочной конвенции регионального самоуправления.

«В конвенции должно быть несколько позиций. Первое — должен быть обозначен статус регионов с юридической, с международно-правовой точки зрения, что это составная часть современного процесса мироуправления или миропорядка. Второе — должны быть обозначены приоритеты или тренды деятельности: социально-экономическая, культурная, сфера межнациональных отношений, спорт, туризм. Обязательно должна быть структура или часть, которая касается непосредственного сотрудничества между регионами. Возможно, формирование каких-то новых международных конференций или организаций. Таких организаций, особенно по второй инициативе Евразийской конвенции по местному самоуправлению нам не хватает. Огромный потенциал с точки зрения субъектности находится в нереализованном состоянии», — поделился Василий Лихачев.

Собеседник агентства отметил, что опыт договорных отношений между федеральным центром и регионами России может быть использован при составлении такого документа.

«Опыт, конечно, может быть использован, — говорит он. — Потому что сегодня не описаны полномочия регионов. Я хорошо знаю как бывший посол в ЕС, — они напринимали кучу всяких деклараций, политических конвенций, они создали комитет регионов, в Брюсселе действует отдельный комитет. Значение регионалистики, регионовоедения они понимают, но они очень хитро поступают — они держат (регионы – прим. ред.) в рамках политического кольца и не выпускают, потому что они не заинтересованы. Я руководил делегацией Российской Федерации 20 лет назад в конгрессе местных региональных органов власти. Мы формулировали похожие идеи, против них выступали Великобритания, Франция, Испания. Они боялись, что выпустят джина из бутылки, но джин уже давно из этой бутылки вылез. События в Каталонии, Барселоне – прошлась цепочка по всей Европе. Надо ведь над этими процессами думать, а не только об устойчивости евро и других вопросах».

По словам Лихачева, несмотря на то что диалог о договоре между Москвой и Татарстаном в 90-е годы шел непросто, он принес свои плоды.

«Договорной процесс шел тяжело, но, в конце концов, он получился. Ведь если посмотреть последние редакции концепции внешней политики Российской Федерации, там же сформулировано понятие региональной дипломатии. То есть общая традиционная дипломатия, которую проводит МИД, есть дипломатия парламентская, есть дипломатия регионов. Этот опыт затребован, этот опыт нужно развивать и совершенствовать», — комментирует спикер.

Василий Лихачев добавил, что идея нового взгляда на федерализм могла бы стать объединяющим фактором для всей страны перед вызовами современности.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2