news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Черные сливки Нью-Йорка»: американский бэнд «Звуки Гарлема» закрыл программу «Джазовой Казани»

Много Дюка Эллингтона и «байки Нового Света» стали финальной точкой IV международного джазового фестиваля.

«Черные сливки Нью-Йорка»: американский бэнд «Звуки Гарлема» закрыл программу «Джазовой Казани»

(Казань, 27 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня в Татарской Государственной филармонии им. Габдуллы Тукая прошел финальный концерт IV международного фестиваля «Джазовая Казань». Программу 2017 года венчали музыканты, прозванные европейской прессой «Черными сливками Нью-Йорка»: госпел-шоу The Harlem Musical Revue под руководством Мориса Линча родом из джазовой столицы старушки-Америки – нью-йоркского района Гарлем.

Заключительный концерт

«Какой же джаз без музыкантов американских, и не просто американских, а музыкантов, которые выросли и воспитывались в Гарлеме – самом джазовой районе не только Нью-Йорка, но и всех Соединенных Штатов Америки. Хотя джаз родился в Новом Орлеане, в начале XX века, очень скоро Гарлем стал столицей джаза. Действительно, Гарлем – это своеобразная субкультура, в которой слились множество черт. В 1923 году здесь появился первый джазовый клуб Cotton Clab. Его создали новоорлеанцы, которые переезжали в богатые северные районы Америки, – объяснил неизменный ведущий фестиваля, доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории Александр Маклыгин. – Хлопок был неким образом южных штатов. Именно здесь начинался джаз: выступали практически все известные джазовые музыканты Америки, музей джаза, знаменитый район, где жил Дюк Эллингтон, Луи Армстронг».

Тут «казанский путеводитель в мире джаза» прервался и прошел за стойку синтезатора, где вальяжно наиграл несколько аккордов знаменитой «эмблемы джаза»: стандарт, созданный Дюком Эллингтоном и Билли Стрэйхорном Take the «A» Train – «Садись в поезд «А». Маршрут, названный первой буквой латинского алфавита, увозил нью-йоркцев в известный Гарлем.

Заключительный концерт

Музыканты The Harlem Musical Revue, как выразился ведущий вечера, создали уникальный, в чем-то даже парадоксальный синтез церковной и светской, песенной и танцевальной, инструментальной и вокальной музыки. Джаз, свинг, а впоследствии, следуя исторической ленте времени, и соул, – все это объединил в своем коллективе Морис Линч. В качестве аперитива к предстоящему шоу прозвучала авторская композиция Линча A Train Express. На сцену вышел неполный состав бэнда, а лишь дуэт из клавишника и ударника, однако это не помешало музыкантам покорить гостей фестиваля с первых минут.

Дальше на сцене появились все участники бэнда, к инструменталистам присоединились еще четверо вокалистов. Эти американцы показали Казани настоящий мейнстримный джаз. Артистичные, стильные, раскованные и безупречно владеющие телом и голосом, участники шоу быстро приковали к себе внимание зала, не выпустив его до конца второго отделения ни на минуту.

Как и во время второго концерта фестиваля, Маклыгина лишили привилегии объявлять композиции, эту функцию взял на себя Морис Линч. На чистом английском он бросал в зал экспрессивные фразы и рассказывал о музыке старого Гарлема. В большинстве случаев зрители его не очень-то понимали, но это было и не нужно: звуки говорили красноречивее слов. Бэнд общался с залом на языке Стиви Уандера, Николоса Ашфорда, Марка Гордона и Харри Уоррена, Дюка Эллингтона.

Драйв, лирика, возбуждение и глубокий покой – в этот вечер «Звуки Гарлема» подарили залу всю палитру эмоций. «Сегодня можно прямо сказать: фестиваль этого года удался. Будем надеяться, что замечательные концерты, которые прошли в зале филармонии, в октябре продолжаться в будущем году. Фестиваль завершается, но джаз – никогда», – заключил Александр Маклыгин.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2