news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Главный режиссер Атнинского театра: «Мы возрождаем знаковые спектакли к столетию нашей труппы»

Сезон единственного сельского государственного театра в Татарстане открылся премьерой спектакля «Туган туфрак» («Родная земля»).

Главный режиссер Атнинского театра: «Мы возрождаем знаковые спектакли к столетию нашей труппы»

(Казань, 21 октября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня – второй день премьеры в Атнинском государственном драматическом театре имени Габдуллы Тукая. Вчера двухактной драмой «Туган туфрак» («Родная земля») открылся новый театральный сезон в селе Большая Атня. Главный режиссер театра – ученик Фарида Бикчантаева и выпускник РАТИ (ГИТИС) Рамиль Фазлиев поставил пьесу татарского драматурга Саида Шакурова к столетию автора, а также в канун предстоящего векового юбилея самой труппы.

Темы, затронутые в советской пьесе, остаются актуальными и поныне: в основе драматургической конструкции – универсальный любовный треугольник, на котором сделал акцент режиссер в нынешнем прочтении. Кроме того,тема переселения и миграции получила в спектакле неожиданно актуальное звучание.

Арслан Ахъяров (Айдар Валиев) привозит с фронта в родное село жену – украинку Галину (Гузель Гафарова). Набожная мать Арслана Сабира тути (Сылу Байрамова) принимает невестку со смирением. Вскоре работящая и добрая невестка начинает говорить по-татарски и довольно быстро адаптируется к новой среде, завоевывая любовь окружающих. Но в доме по соседству на ночлег у роковой красавицы Маргарэт (Ляйсан Каюмова) останавливается Игорь (Фаяз Хусаинов) – бывший жених Галины, который ушел на фронт, после чего вестей девушка от него не получала. После драматических выяснений муж Галины благородно предлагает сопернику стать другом семьи, потому что Игорь – единственная связь Галины с ее далекой родиной.

Труппа атнинского театра, за исключением нескольких ее членов, состоит в основном из непрофессиональных актеров, это люди из народа. Поэтому актерские работы подкупают выпуклой и аутентичной типажностью, подлинностью, яркой фактурой. Деревенские мужики и бабы с сочными голосами и хорошим «непричесанным» татарским языком – такие нерафинированные типажи на сцене театра Камала, к примеру, можно было еще застать до 80-х годов. Актеры выкладывались и рыдали с первых минут, благодарная публика внимала, то и дело срываясь на аплодисменты.

Образ Маргарэт в исполнении актрисы и модели Лейсан Каюмовой стоит особняком и выделяется из всего актерского ансамбля атнинцев. Это первый выход артистки на сцену Атнинского театра. Главный режиссер Рамиль Фазлыев искал на роль Маргарет актрису, которая будет отличаться от всех женщин спектакля. Он пригласил Лейсан Каюмову к себе в театр летом, когда они оба снимались в фильме «Мулла». «Ее персонаж – женщина, приехавшая из Питера. Мне нужен был человек, который отличается от всех остальных, другой. Это специальный такой ход, чтобы она была белой вороной», – пояснил он.

По ходу действия персонажи старели, актеры выходили в старом добром возрастном гриме. Музыка к спектаклю, которую создал известный композитор Марат Ахметшин, задавала необходимый тон, иллюстрируя настроение сцены – от лирической темы любви Галины и Арыслана, Галины и Игоря переходя к задумчивости и отстраненности от кипучих сельских будней, завершая реквиемом. Как сообщил композитор, музыкальное оформление было готово за десять дней до спектакля, всего создано шесть различных треков.

Раскрывая «кухню» работы над постановкой, Рамиль Фазлиев сказал, что сначала ставит всю пьесу целиком, чтобы актеры смогли пройти по всему маршруту истории, напитаться событиями и эмоциями, накопить необходимый бэкгрануд. А уже потом, когда пьеса поставлена от первого слова до последнего, начинает «кроить» и «монтировать», выбрасывая лишние куски. «Татары раскиданы по всему миру. Я думаю, в душе каждого человека есть какой-то корень, который очень глубоко сидит, все равно каждый человек хочет вернуться на родину. Поэтому эта тема никак не может быть неактуальной. Да, это советская пьеса, в ней есть идеология. Но я больше хотел сделать акцент на любовном треугольнике. В ней много параллельных тем. В первозданном виде ее ставить невозможно, многое пришлось сократить», – заметил режиссер-постановщик.

Тема родины оказалась актуальной и для самого Рамиля Фазлиева. Атнинец по рождению, он возглавил этот театр в 2008 году. Сейчас ему 42 года, и он считает этот поступок возвращением домой. «Атня – это моя родина. Я должен был этот театр возглавить, должен был поддержать этот театр. Гумер абый уже состарился, на пенсии. Ильфат Хакимов, который у нас играл в спектакле "Мулла", возглавил после Гумера абыя этот театр. И в 2008 году он меня сюда привез. После этого мы здесь поставили спектакль, выиграли в конкурсе народных театров, получили грант. И по протекции Туфана Миннуллина нам дали статус государственного драмтеатра. Я думаю, что должен продолжать жизнь этого театра, развивать его, благодарить это место, потому что я здесь родился, я здесь вырос. И потом, наверное, человек стареет, нужна тишина, хочется спокойствия. Я устал от городской суеты, от этого бешеного ритма», – признался режиссер.

В декабре 2018 года республика будет отмечать столетие Атнинского театра. К этой дате театр воссоздает знаковые спектакли из своего прежнего репертуара. «На столетие театра мы хотели бы провести декаду с показом этих спектаклей», – рассказал режиссер в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ». Как сообщил директор Атнинского театра Ленур Зайнуллин, атнинцы уже возродили «Минлекамал» Мирсая Амира, «Килендэш» Хая Вахита, «Красавицу Асель» Чингиза Айтматова.

По словам режиссера, с пьесой «Туган туфрак» связан первый приезд Марселя Салимжанова в Атнинский театр. «Гумер Марданов Марселя Салимжанова впервые привез в Атню для работы над этим спектаклем. И после этого он пообещал приезжать каждый год и ставить здесь спектакли. С этого началась дружба Марселя Хакимовича Салимжанова с нашим театром», – рассказал он. Спектакль был поставлен в 1971 году. «Это произведение навеки связало Камаловский и Атнинский театры, они уже 30 лет идут рука об руку, сохраняя теплые взаимоотношения», – отметил директор Атнинского театра.

Как напомнил публике сам Гумер Марданов, первую пьесу Саида Шакурова «Уракчы кыз» атнинцы поставили в 1966 году. Год спустя с этим спектаклем театр удостоился диплома первой степени и звания лауреата на всероссийском смотре. В этом театре было поставлено пять произведений Саида Шакурова. «Нам и сегодня нужны содержательные произведения, которые нравятся зрителю», – подчеркнул он. Аксакал пожурил артистов за недостаточную артикуляцию и призвал избегать легковесных современных пьес. А зрители в ответ искупали своего любимца в овациях.

После нового года театр примется за постановку пьесы Галиасгара Камала «Безнен шэхэрнен серлэре» («Тайны нашего города»). «Она не ставилась еще, довольно интересная пьеса», – пояснил Рамиль Фазлиев. В планах также – постановка спектакля «Эни килде» («Мама приехала») по произведению Шарифа Хусаинова.

Как сообщили в театре корреспонденту ИА «Татар-информ», сегодня на премьеру ожидают Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2