news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Мэрия высказала свою позицию в ответ на обращение племянника Василия Аксенова

Александр Змеул выступил с критикой «Аксенов-феста» и собирается обратиться в суд.

(Казань, 18 августа, «Татар-информ»). Накануне открытия очередного «Аксенов-феста» на портале http://ostrovaksenov.ru появилась критика в адрес организаторов фестиваля, исполкома Казани. Александр Змеул, один из обладателей прав на имя и наследие Василия Аксенова, грозится обратиться в суд. 

Его основная претензия — использование имени и образа Аксенова без согласия правообладателей, многократное публичное исполнение произведений Аксенова так же без согласия. По словам Александра Змеула, организаторам фестиваля имя Василия Аксенова интересно лишь как бренд, заслуг в деле сохранения памяти писателя они не имеют, а фестиваль правильнее назвать «литературной тусовкой» и «салоном Ирины Барминой». 

В своем комментарии нашему изданию мэрия напоминает о том, каким образом родился «Аксенов-фест». «Аксенов-фест» был задуман в 2007 году в год 75-летия Василия Аксенова. Василия Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом. В дальнейшем этот формат сохранился. По приглашению самого Аксенова в первом фестивале приняли участие Белла Ахмадулина, Михаил Веллер, Михаил Генделев, Ирина Барметова, Александр Кабаков, Евгений Попов и другие. И это стало огромным событием в культурной жизни Казани.

По просьбе писателя городскими властями был восстановлен дом, в котором прошло его детство. Названный Домом Аксенова, он все последующие годы гостеприимно принимал мероприятия «Аксенов-феста», а также стал постоянной площадкой для множества других литературных мероприятий в Казани. В Доме Аксенова есть историко-биографическая экспозиция с документами, фотографиями, письмами, книгами Василия Павловича, переданными музею родственниками писателя. При открытии музея его сын, Алексей, подарил уникальный экспонат — печатную машинку, на которой были созданы многие произведения Аксенова.

Поэтому говорить, что «Аксенов-фест» не имеет отношения к самому Аксенову, как минимум, неуместно.

Змеул в своей претензии, названной как «юридические основания для претензий к организаторам фестиваля», прямо пишет, что хотел бы принимать участие в выборе куратора и формировании программы фестиваля. Там же озвучил сумму объявленного тендера, которую власти готовы потратить на организацию Аксенов-феста — 5,5 миллиона рублей. 

Мэрия на это отвечает следующее: «После „Аксенов-феста-2016“ он обратился на имя мэра по вопросу согласования программы фестиваля с наследниками, то есть с ним (второй наследник, сын В. П. Аксенова Алексей Васильевич никогда не претендовал на это).

Ему от имени первого заместителя руководителя исполнительного комитета г. Казани Д. И. Фаттахова были направлены ответы (от 06.10.2016 № 32656/исх-05-03-09, от 17.03.2017 5313/исх-05-03-09), что Исполнительный комитет г. Казани готов рассмотреть его предложения по формированию программы фестиваля 2017 года. Однако предложения от А. А. Змеула для программы фестиваля 2017 года в исполнительный комитет г. Казани не поступали».

По информации пресс-службы исполкома Казани, Змеул обратился в «Российское авторское общество» о заключении лицензионного договора на право использования произведений В. П. Аксенова, а также других музыкальных произведений и выплате авторского вознаграждения представителям правообладателя наследия В. П. Аксенова. Но и здесь, по мнению исполкома, у Змеула нет шансов: «В рамках прошлогоднего фестиваля звучали только отдельные цитаты из документов, связанных с жизнью Аксеновым, а цитирование по закону не предусматривает выплаты авторского вознаграждения».

Отметим, что Александр Змеул не единственный «наследник и правообладатель». Половиной авторского права обладает сын писателя Алексей Васильевич, который никогда, по утверждению мэрии, не был против проведения фестиваля. Змеул выступает от лица свояченицы (сестры жены) Василия Аксенова Ирины Афанасьевны Змеул, которой принадлежит вторая половина авторского права. 

Есть у Змеула вопрос и к Татарскому книжному издательству, которое выпустило книгу произведений Аксенова с разрешения правообладателей, но без указания знака правообладателя. Кстати, тираж был направлен в городские библиотеки, подчеркивает пресс-служба мэрии в своем ответе нашему агентству.

Между тем постоянными участниками «Аксенов-феста» являются гуру «аксенововедения» Александр Кабаков и Евгений Попов, которые даже выпустили совместную книгу «Аксенов», где собрали все сведения, которые знали о нем как о писателе и знаковой фигуре 60-х. 

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2