Ученые открыли первую луну за пределами Солнечной системы

Спутник экзопланеты Kepler-1625b, вращающейся вокруг звезды Kepler-1625, может напоминать своими размерами Ио или даже Нептун.

(Казань, 28 июля, «Татар-информ»). Астрономы Дэвид Киппинг и Алекс Тичи рассказали о возможном открытии первой экзолуны – спутника, вращающегося вокруг экзопланеты. Результаты исследования опубликованы в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org, передает РИА «Новости».

Ранее ученые уже находили очень небольшие экзопланеты, но экзолуны обнаруживать им не удавалось – из-за крайне малых размеров спутников планет. Аналоги лун Солнечной системы попросту невидимы для телескопов, следящих за прохождением различных объектов по дискам звезд. Однако Тичи и Киппингу удалось улучшить чувствительность космического телескопа Kepler и сделать его пригодным для поиска экзолун. Планетологи заметили, что качество изображения можно повысить, наложив друг на друга множество снимков. Тогда они собрали фотографии приблизительно 280 планет и начали работу.

Оказалось, что планета Kepler-1625b, вращающаяся вокруг звезды Kepler-1625, судя по всему, должна иметь крупную экзолуну. По размеру последняя соответствует Ио – одному из крупнейших спутников Юпитера. Сама экзопланета, согласно расчетам, представляет собой уменьшенный аналог Сатурна. Ее радиус приблизительно в два раза меньше, чем у Юпитера и в шесть раз больше, чем у Земли. Вокруг светила она обращается примерно за 287 дней.

Впрочем, последние наблюдения указывают на то, что сама звезда может оказаться намного больше, чем были уверены исследователи ранее. В этом случае экзопланета размерами будет напоминать Юпитер, а ее спутник – Нептун.

Каковы в действительности размеры экзолуны, планетологи собираются выяснить уже осенью этого года, когда за проходящей по диску планетой будет наблюдать космический телескоп Hubble.

По словам Тичи, открытие только одной луны вне пределов Солнечной системы стало для него большим разочарованием. Видимо, спутники достаточно редко образуются у планет, близких к звездам. Это предположение исследователи также рассчитывают проверить при дальнейших наблюдениях.