news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани презентовали книгу «Татарская "Алифба": история и современность»

Книга посвящена татарскому букварю «Алифба» как уникальному памятнику истории и культуры.

(Казань, 17 мая, «Татар-информ»). 16 мая в рамках Недели культурного разнообразия, проходящей в КФУ, состоялась презентация книги «Татарская "Алифба": история и современность». Авторами книги являются преподаватели Института международных отношений, истории и востоковедения Алла Сальникова и Диляра Галиуллина, сообщается на сайте КФУ.

Книга посвящена татарскому букварю «Алифба» как уникальному памятнику истории и культуры. Основное внимание уделено изданиям конца XIX – начала XXI вв., функционировавшим в культурном пространстве Казанской губернии, советской Татарии, постсоветского Татарстана.

«Татарская "Алифба", безусловно, и ранее вызывала интерес исследователей. Однако изучался букварь либо с лингвистической, либо с педагогической точки зрения, что же касается историко-культурного аспекта, он не затрагивался. Мы приняли решение обратить на него внимание как на элемент формирования национального самосознания татарского народа, –  пояснила автор книги, профессор кафедры отечественной истории КФУ Алла Сальникова. – Отмечу, что книга стала первым полноценным изданием о национальном языке какого-либо из народов России за исключением, разумеется, русского языка».

Проведение исследований обеспечивалось тремя выигранными грантами РНФ – тематика оказалась крайне востребованной.

В монографии рассматриваются результаты и способы отражения в текстах и иллюстрациях букварей тех общественно-политических и социокультурных трансформаций, которые происходили в имперской, советской и постсоветской России и в Татарстане в рассматриваемый период, прослеживаются изменения представлений о детстве и детях и их роли и месте в большом, взрослом мире.

«Большое внимание мы уделили истокам формирования системы образования казанских татар, – отметила автор книги, доцент кафедры отечественной истории КФУ Диляра Галиуллина. – Какими были первые учебники, как они выглядели и каково было их содержание мы, к сожалению, никогда не узнаем – они не сохранились. Однако широко известно, что казанским татарам удалось сохранить традиции образования, в том числе и в период гонения ислама. И когда вновь разрешили строить мечети, создавать медресе, они возродили прежнюю систему».

Особо отмечается в книге и роль татарской школы и педагогов в сохранении национального культурного наследия. Важно отметить, что результаты исследования, помимо научно-познавательного, имеют и прикладное значение в области подготовки нового поколения учебников для начальной школы.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2