news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Татарстане не должен распространяться суфизм – Айдар Юзеев

Ученый Айдар Юзеев во время выступления на тему «Курсави и Марджани о суфизме» назвал суфизм направлением XIX века.

(Казань, 11 мая, «Татар-информ», Алмаз Шигабутдинов). 10 мая в КФУ прошла лекция доктора философских наук, профессора Айдара Юзеева на тему «Курсави и Марджани о суфизме». Ученый подробно изложил мнения Габденнасыра Курсави и Шигабутдина Марджани о суфизме, а также рассказал об их деятельности.

Как заявил Айдар Юзеев, до взятия Казани в 1552 году среди татар был распространен тарикат Ясави. Кул Гали, шейх Кул Шариф были приверженцами данного тариката. После 1552 года начинается распространяться тарикат Накшбандия. Габдерахим Утыз Имани, Курсави, Марджани – приверженцы тариката Накшбандия. Шейх Мухаммад Накшбанд похоронен в городе Бухара. Данный тарикат является самым распространенным в мире.

Айдар Юзеев считает, что в Татарстане не должен распространяться суфизм.

«Сейчас суфизм распространен и в Татарстане. По-моему, данное направление утратило свою силу уже в XIX веке. Сейчас это не нужно. Об этом писал и Ш.Марджани. Если хочешь очистить свою душу, то для этого суфизм не нужен. Суфии верили в единство Аллаха, но после Бога святым считали своих учителей», – заявил Айдар Юзеев.

По словам Айдара Юзеева, суфии своего учителя считали фигурой, объединяющей человека с Богом. В большинстве случаев их сравнивали с пророками.

«Например, в одном произведении написано, что в Афганистане люди, не совершая намаз, уходили домой. Это им разрешил суфий. В то же время они верили в Бога», – акцентировал ученый.

Айдар Юзеев призывает различать практику и философию суфизма. Об этом в своих трудах писали Курсави и Марджани.

«Практика суфизма берет свое начало с VIII—XI веков, а философия суфизма зарождается в XII веке. Практика суфизма разграничивается танцами, сравниванием учителя с пророком. А суфийская философия объединяла ученых и религиозных деятелей», – заявил Айдар Юзеев.

«Они адекватно воспринимали суфизм, но были противниками нововведений в религию со стороны суфистов. Оба ученых писали о сути жизни и правильном соблюдении ислама», – рассказал Юзеев.

Также Айдар Юзеев заявил, что приветствует развитие философского суфизма. «Но у нас мало людей с философскими мыслями», – завершил лекцию Айдар Юзеев.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2