ПОГОДА -1 oC
Пробки 2 балла, Дороги почти свободны
Все новости Татарстан Россия
Актуально
Предприятия Татарстана запасли самый большой за последние 10 лет объем зерна
Министр РФ Михаил Абызов посетил стенд Татарстана на ВФМС
Музыкальная общественность поздравила руководителя ГСО РТ Александра Сладковского с днем рождения
В Казани осудят афериста, который обманывал при продаже запчастей
Ильгиз Зайниев о постановке «Господин Ибрагим»: Мы выбрали принцип джазового свинга

Общество, Культура

Айдар Хафизов: «Единственное место, где мы не играли, – это санузел»

29 марта 2017, 17:20 , Фото: Рамиль Гали

Айдар Хафизов: «Единственное место, где мы не играли, – это санузел» Камаловцы презентовали спектакль-променад к 110-летию татарского театра.

(Казань, 29 марта, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня в Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала состоялся пресс-показ спектакля-променада «Будить сердца людей». По словам создателей постановки, такой проект реализуется впервые в истории татарского театра, хотя на московских площадках подобные спектакли идут уже не один год.

Пресс-показ

Авторами идеи выступили худрук театра Камала Фарид Бикчантаев и завлит Нияз Игламов. Автором текста выступил поэт Рузаль Мухаметшин, известный татарским театралам по переводу пьесы «Принцесса Турандот». Режиссер-постановщик первой «бродилки» по театру – знаменитый молодой театральный деятель Ильгиз Зайниев. Интересно, что ассистентом режиссера стал Йусуф Бикчантаев (он же сыграл Салиха Сайдашева).

Спектакль-променад начинается, как и положено в театре, с вешалки. Зрителей встречает Ришат Ахмадуллин в образе Проводника (Юлдаша). Он пафосно и обаятельно вводит пришедших в исторические реалии момента зарождения театра, но его речь пролетает мимо сознания, так как отвлекает все: атмосфера, прием, непривычная близость к артисту. Потом начинается первая сцена, в которой Цензоры, сидящие за перегородкой гардероба, в полной темноте, подсвечивая себя фонариками телефонов, не без комизма решают судьбу татарского театра – быть ему или не быть.

Пресс-показ

Юлдаш провожает зрителей по зимнему саду в фойе театра, и все это сильно напоминает экскурсию. До того момента, как на балконе-террасе, смотрящем на озеро Кабан, не становится видно одетых несовременно артистов. Публике сообщают, что это первая татарская труппа «Сайяр» и сейчас будет показано, как Ильяса Кудашева-Ашказарского изгнали из труппы. За стеклом на балконе кипят страсти – на морозе молодые камаловцы разыгрывают критическую для первого татарского театра ситуацию, спорят и кричат. Кудашева играет Эмиль Талипов, Кариева – Алмаз Сабирзянов, Волжскую – Лейсан Файзуллина. Потом, когда уже немая для наблюдающих за стеклом сцена начинает казаться бесконечной и однообразной, страсти врываются с балкона в фойе. Ашказарскому не удается изгнать двоих слабых, по его мнению, представителей труппы, потому что Кариев изгоняет его самого. При этом все, что говорит Кариев, очень хорошо слышно, а темпераментные реплики Ашказарского разобрать практически невозможно, несмотря на близкое расстояние. Думающий зритель сразу поймет – актеру нужно уметь артикулировать. Далее публику приглашают в малый зал, где комично играют то, как Кариев и Захида Ахмерова репетировали спектакль «Кровь».

Пресс-показ

А за кулисами большой сцены Шайгардан Шаймарданов репетирует свою первую роль, Проводник поясняет, что непрофессиональному артисту выйти на подмостки очень не просто.

В оркестровой яме зрителей уже ожидает «запертый» в одном из помещений здания нынешнего тинчуринского театра композитор Салих Сайдашев, от которого Карим Тинчурин ждет нового произведения. И Сара Садыкова, которую ярко воплощает Гузель Гюльвердиева, приходит к композитору с просьбой написать для нее арию Фариды. Сайдашев (Йусуф Бикчантаев) отмахивается от певицы – напиши, мол, сама, нет времени. И та приносит ему через пару дней нотную запись арии. Cайдашев берет ноты, играет, а Садыкова поет. Мимо проходит Карим Тинчурин (Рамиль Вазиев), он остается доволен творческим процессом. Создатели допустили лишь один маленький, но очень серьезный казус. На вопрос Сайдашева «Это написано в до-миноре?» Садыкова (которая была высокообразованным музыкантом) отвечает: «Нет, на бумаге». Даже если допустить, что Садыкова не знала, что такое «до-минор», непонятно, как она в таком случае вообще могла записать арию.

Пресс-показ

На вопрос корреспондента ИА «Татар-информ», насколько исторически достоверны сцены этого спектакля, завлит Нияз Игламов ответил: «Это не документальный спектакль». Ильгиз Зайниев заверил, что эти ситуации действительно имели место. Тинчурин действительно запирал Сайдашева, чтобы ускорить творческий процесс. «И в театре Тинчурина это помещение есть до сих пор. А история с Сарой Садыковой описана в воспоминаниях Хакима Салимжанова. И мы объединили эти две истории в одну», – пояснил Фарид Бикчантаев.

Застенками НКВД стало пространство под сценой, где под «кругом» Олег Фазылзянов и Фанис Зиганшин показали страшные, но кажущиеся уже довольно штампованными благодаря современным сериалам и спектаклям о советском времени мучения Карима Тинчурина и его казнь. Сцену завершает оглушительный выстрел, заставляющий вздрогнуть уже выходящих вслед за Проводником к другой локации зрителям.

Далее следует сцена, как перед спектаклем Фатыма Ильская узнает о гибели сына, блестяще отыгранная Лейсан Рахимовой и Халимой Искандеровой. Сильно затянутой, хотя и местами комичной, является сцена с Азгаром Шакировым возле закулисного буфета, дающим интервью «плохой» журналистке. Как пояснил постановщик Ильгиз Зайниев, не все журналисты приходят подготовленными. «Мы взяли как раз такой случай», – сказал он. Сцену спасает личное обаяние актеров – Азгара Шакирова и Венеры Шакировой.

Пресс-показ

Байка о том, как молодой Марсель Салимжанов отчитывал самого Халила Абжалилова за опоздание на репетицию, была разыграна в кабинете покойного главрежа. Пожалуй, эта сцена произвела на зрителей самое сильное впечатление: студент КазГИК Ленар Юлдашев, как сказали в театре, очень похож на мэтра внешне, Халила Абжалилова играет Айдар Хафизов, Фатыму Ильскую – Фирая Акберова, Габдуллу Шамукова – Ильдус Ахметзянов. Все актеры в отрывке (кроме студента) застали своих персонажей лично, поэтому энергетика была передана точнее, присутствовало ощущение достоверности.

Финал театрального путешествия состоялся на большой сцене и стал хорошей и волнующей кодой к рассказанной истории.

Повествование затрагивает основные вехи истории татарского театра: 1906 год, 1907 год, 1917 год, 1926 год (юбилей театра), 1932 год, 1937 год, 1943 год, 1962 год. Как рассказали в театре, была еще сцена и современная, где Фарид Бикчантаев возвращается из Москвы, но главреж отказался от этой идеи. «Роль Салимжанова должен был играть Ильдар Хайруллин, а я – сам себя. Поскольку мы почти одного возраста, это выглядело бы странно», – сказал Бикчантаев. По его словам, сцен было гораздо больше, но после нескольких прогонов многое пришлось сократить. И без того путешествие длительностью час с небольшим довольно утомительно.

Пресс-показ

Фойе, малый зал, площадка под сценой (самое сердце сцены, где спрятана вся механика), гримерки, кабинет Салимжанова, закулисье и сама сцена – зрители пройдутся по всем сакральным точкам театра. «Единственное место, где мы не играли, – это санузел», – пошутил народный артист Татарстана и заслуженный артист России Айдар Хафизов.

Как рассказали авторы спектакля на обсуждении, в новой постановке задействованы 35 артистов, а также почти все технические службы театра. «Это хорошая проверка на слаженность и профессионализм коллектива. Мы хотели посмотреть, насколько театр готов впустить зрителей в закулисье», – подчеркнул Нияз Игламов.

По словам создателей, спектакль планируют играть по субботам на несколько зрительских групп по 20 человек. Билеты будут стоить 300 рублей. Спектакль идет на татарском языке. Но в театре рассматривают возможность обеспечения синхронного перевода, хотя это будет затратно. «Посмотрим, насколько спектакль окажется востребованным», – сказал завлит.

 


Фотогалерея

Подписывайтесь на нас в Telegram

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter