news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

ASG: Работы на переданных компании исторических объектах замедлились после пожара в ТЦ «Адмирал»

Спустя пять лет после подписания соглашения по проекту «500 дней» инвестор выполнил охранные обязательства менее чем на 15 процентов.

ASG: Работы на переданных компании исторических объектах замедлились после пожара в ТЦ «Адмирал»

(Казань, 29 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Компания ASG миллиардера Алексея Семина заказала проекты реставрации для еще четырех из 26 зданий, переданных инвестиционной группе в 2013 году в рамках проекта «500 дней». Об этом ИА «Татар-информ» сообщила аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ, старший преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ Фарида Забирова.

Разработка проектов начата в отношении зданий по адресам: ул. Тукая, д. 81 (усадьба Юнусовых), ул. Тукая, дд. 83 и 85 (усадьба Бурнаевых) и ул. Тукая, д. 87 (дом Хохорина).

Напомним, в феврале 2012 года мэрия Казани и инвестиционная группа компаний ASG подписали соглашение о восстановлении и реконструкции исторического центра столицы РТ «500 дней», основанное на частно-государственном партнерстве. В соответствии с документом ASG брала на себя обязательства по реставрации 26 объектов культурного наследия и исторических зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия.

Первым этапом и главной задачей проекта в преддверии Универсиады стало восстановление фасадов. Однако соглашение в целом подразумевало не только косметический ремонт исторических объектов, но и в перспективе их полную реконструкцию, о чем амбициозно за месяц до Всемирных студенческих игр заявил на отчетной пресс-конференции сам Алексей Семин.

«Здания, которые мы принимали на реставрацию, в лучшем случае текли, во многих крыши вообще не было. Если бы мы еще пять лет ждали, спасать было бы нечего. Я не знаю, кто сможет повторить то, что сделала Казань для восстановления исторического центра. По сравнению с тысячелетием города, когда многие дома просто были разрушены или стояли пустые, пугая и расстраивая людей, сейчас вернулось ощущение жизни», – констатировал на встрече с журналистами в июне 2013 года Семин.

В феврале этого года с момента подписания соглашения истекли те самые пять лет, упомянутые владельцем ASG. И к настоящему времени заказанные недавно проекты реставрации четырех домов по улице Тукая – не финальный аккорд «коммерческого проекта с социальной направленностью», как охарактеризовал его А. Семин, а, скорее, начало пути.

За истекшее время, которое так боялся упустить бизнесмен, полная реставрация была проведена лишь в двух зданиях из 26, переданных ASG.

«В 2016 году выполнены работы по реставрации и приспособлению под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Дом Банарцева" на Карла Маркса, 18, выявленного объекта культурного наследия "Жилой дом архитектора М. П. Коринфского, XVIII–XIX вв." на Карла Маркса, 16. Они приняты Министерством культуры РТ в установленном порядке», – сообщили ИА «Татар-информ» в Министерстве культуры РТ.

Пресс-службы ASG и исполкома Казани рапортуют о готовности не двух, а трех зданий по проекту «500 дней», упоминая еще и Дом Жарова на Баумана, 49/2.

«Восстановительные работы (на трех объектах культурного наследия – прим. Т-и) завершены, выполнены все предписанные Министерством культуры РТ работы, которые летом 2016 года приняты соответствующей комиссией. Кроме того, к сегодняшнему дню проведены работы по капитальному ремонту (до состояния черновой отделки) просто исторических зданий по улице Тукая, Московская, Чернышевского и Большая Красная. В здании на Московской, 66 завершаются работы по предчистовой отделке для передачи его в аренду», – утверждают в ASG, добавляя, что совсем недавно в Доме приемов (особняке Баранцева) проводился прием мэра Парижа Анн Идальго.

Однако, по информации Министерства культуры РТ, из 26 переданных ASG объектов большая часть, 21 здание, являются все-таки объектами культурного наследия, на которые, следовательно, распространяются строгие охранные обязательства. Следовательно, за истекшие критические пять лет, обозначенные самой группой компаний, обязательства по сохранению архитектурных культурных ценностей Казани были выполнены в лучшем случае лишь на 15 процентов.

«Лобачевского, 3 или Галактионова, 1 – дома валятся с ног. Если мертвеца напудрят, вам тоже понравится? Это синоним в данном случае. У Лобачевского, 3 вообще нет ничего внутри – это мертвый накрашенный фасадик, хотя здание еще существует, пусть и частично. Но скоро оно упадет. И все-таки его еще можно и нужно отреставрировать и приспособить к делу, тогда из мертвого оно станет живым», – привела примеры объектов, в отношении которых ASG по факту бездействует, помощник Президента РТ Олеся Балтусова.

Напомним, угловое двухэтажное здание на Лобачевского, 3/24 было построено в XIX веке и служило гостиницей (номера Михайлова), где в свое время жил русский артист Василий Качалов. Сейчас здесь об этом напоминает лишь мемориальная доска на поголубевшем к Универсиаде-2013 фасаде. Со двора здания хорошо видно, что стены частично обвалились, балок и перекрытий давно нет. Но также со двора размещен паспорт объекта с символикой ASG.

При этом в исполкоме на вопрос, довольна ли администрация города исполнением обязательств и соблюдением сроков по соглашению «500 дней», ответили, что «компанией ASG на всех объектах проведены противоаварийные мероприятия, укреплены фундаменты, восстановлены фасады с историческим декором, восстановлена кровля…».

«В целом соглашение позволило реализовать механизм эффективного взаимодействия с инвесторами и привлечь ресурсы на реставрацию объектов культурного наследия без затрат из бюджета города», – прокомментировали в пресс-службе исполкома, отметив, что «соглашение не устанавливает конечных сроков завершения работ» и в настоящее время на объектах реализуется второй этап восстановления.

Как сообщил заведующий музеем театра имени В. И. Качалова Роман Копылов, обсуждавший восстановление и дальнейшее использование здания с представителем ASG, реконструкция дома, где жил актер, давший имя казанскому театру, по факту действительно приостановлена.

«Безусловно, мы заинтересованы в восстановлении здания. Они брали у нас материалы, связанные с жизнью и творчеством Качалова, материалы, связанные с самой архитектурой. Что будет конкретно в самом здании, обсуждалось между нами на уровне научных сотрудников. В любом случае предполагается какой-то мемориальный уголок о Качалове, но в целом пока реставрация приостановлена, финансирование проекта не идет, что там будет, непонятно», – пояснил Копылов.

Несмотря на несостыковку официальных комментариев пресс-служб ASG и исполкома Казани и фактического состояния зданий, в администрации города все же упомянули, что в отношении номеров Михайлова долгое время ASG не удавалось выкупить часть здания у предыдущего собственника.

«Долгое время решался вопрос по поиску и обмену помещениями со вторым собственником здания по улице Лобачевского,3/24, что препятствовало согласованию проектной документации. На сегодняшний день все здание принадлежит группе компаний ASG», – пояснили в мэрии.

Однако представители компании настаивают, что оба здания, и Лобачевского, 3, и Галактионова, 1 (облагороженный фасад выходит на остановку «Университетская», снаружи здание кажется отреставрированным), уже «спасены от угрозы окончательного разрушения».

«Восстановительные работы на данных объектах требуют тщательно выверенных проектов научной реставрации, согласования всех проектных решений с уполномоченными органами, проведения множества экспертиз. После известных печальных событий (пожара в ТЦ «Адмирал» – прим. Т-и) политика компании исключает принятие каких-либо управленческих решений без системной юридической проработки», – констатировали в пресс-службе ASG, добавив, что в настоящее время проект усиления основания фундамента на Лобачевского, 3/24 находится на согласовании в Министерстве культуры РТ.

Многие объекты программы «500 дней» нельзя увидеть изнутри. Во-первых, нет доступа, как в случае со зданием на Галактионова,1, которое со временем стало представлять собой неразделимое соседство сразу трех домов, вход во двор которых ограничен. Во-вторых, это опасно из-за незавершенных работ, для проведения которых объекты огорожены строительным забором.

Есть подобные объекты, которые нужно сохранить, но не доходят руки, и у других собственников. Это Александровский пассаж, дом Михляева, здание Дворянского собрания, нарушение охранных обязательств в отношении которого в феврале зафиксировала прокуратура.

«В историческом центре очень много объектов: есть уникальные объекты, есть исторические объекты, в которых кто-то проживал. Возможно, стоит провести ревизию и какие-то объекты исключить из списка памятников – есть такое мнение. Если бы мы умели сносить здание и на его месте строить очень красивые здания, не менее примечательные – это был бы совсем другой вопрос. Но мы еще не научились взамен архитектурного памятника построить тоже памятник и тоже красивый. Мы же еще хуже делаем. На его месте начинают строить здание, которое не имеет индивидуальности именно казанского здания. Оно может стоять в любом другом городе, нет какого-то индивидуального образа и решения», – считает архитектор-реставратор института «Татинвестгражданпроект» Светлана Мамлеева.

По ее словам, Управлению архитектуры Казани стоило бы разработать типовые проекты застройки исторического центра наподобие альбомов, которые существовали до революции и в которых были собраны типовые проекты церквей, административных и жилых зданий.

«Можно создать лишь ассоциативный образ из современных строительных материалов, придавая зданию характерный облик в соответствии с высотой, габаритами, отделочным материалами того времени. Это было бы самое лучшее для исторически малоценной постройки, чтобы сохранить только образ. А вот все остальные, ценнейшие, – это, конечно, реставрация. Но, к сожалению, она требует огромного количества вложений», – пояснила Мамлеева.

«Старые здания нужно сохранять и реставрировать, ведь именно они придают нашему городу те очарование и колорит, которые делают посещение Казани незабываемым. Я не включаю специально плохо сохранившиеся объекты в свои экскурсии, но и не обхожу их вниманием, если они попадаются. В начале улицы Баумана мало что сохранилось, но было бы неплохо привести в порядок здание бывшей магистратуры, да и дальше на противоположной стороне разруха», – сказала казанский экскурсовод Ирина Савельева.

«Здания, требующие реставрации, ждут своего времени (и мы надеемся на скорейшее решение этих задач). Если они находятся на основном маршруте общих обзорных экскурсий - мы их не объезжаем, туристы все это видят, сопереживают вместе с нами, жителями и экскурсоводами города. Если такие здания расположены поодаль от маршрута "обзорки", иногда не хватает времени их смотреть специально. Но это не означает, что мы их хотим скрыть! Некоторые здания мы не можем показать даже при большом желании. Например, дом купца Михляева –- удивительный памятник конца XVII – начала XVIII веков. В ремонте нуждаются нижний храм (Сретения Господня) Петропавловского собора, Дом Лисицына, во флигеле которого родился Федор Шаляпин, и многие другие», – прокомментировала экскурсовод Ирина Гузельбаева.

Помимо проектов четырех домов на Тукая, как сообщили ИА «Татар-информ» в Министерстве культуры РТ, к настоящему времени в ведомстве проходят процедуру согласования разработанная ASG проектная документация на проведение работ на объектах культурного наследия «Дом Чекмарева, 1770-е годы» архитектора Кафтырева (К. Маркса, 15), «Комплекс Адмиралтейской конторы, XVIII век. Большое здание» (К. Маркса, 17), «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (К. Маркса, 11), «Дом, в котором жил писатель Шамиль Усманов» (К. Маркса, 29). По Галактионова, 1 (Пушкина, 38/1) проходит согласование проект подключения инженерных сетей.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2