news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Татарстан может рассчитывать на получение инвестиций из российского-турецкого фонда — эксперт

Специалист-международник Альберт Белоглазов о том, как итоги встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана скажутся на Татарстане.

Татарстан может рассчитывать на получение инвестиций из российского-турецкого фонда — эксперт

(Казань, 13 марта, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев). Между Татарстаном и Турцией за многие годы выстроены экономические и культурные связи. Доцент кафедры международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения КФУ, кандидат исторических наук Альберт Белоглазов прокомментировал ИА «Татар-информ» результаты встречи и рассказал о том, как итог переговоров скажется на совместных татарстано-турецких проектах.

10 марта в рамках заседания Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой прошла встреча Президента России Владимира Путина с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Основная повестка переговоров заключалась в завершении процесса нормализации двусторонних отношений после определенной паузы. Среди обсуждаемых тем был также и сирийский вопрос.

Татарстан может рассчитывать на получение инвестиций из российского-турецкого фонда — эксперт

 В первую очередь стоит отметить вопросы инвестиций, так как на Татарстан приходится весомая доля турецких финансовых вливаний. «Думаю, что особое влияние окажет соглашение по инвестиционному фонду, — говорит специалист, — потому что Татарстан в сфере турецких инвестиций занимает очень заметное место. Это 20 процентов, то есть пятая часть из 10 миллиардов, вложенных в российские регионы, 2 миллиарда приходится на Татарстан. Работают свободные экономические зоны, где турки уже присутствуют, например, Алабуга. Функционируют 10 турецких заводов. С другой стороны, давно уже было высказано согласие между Татарстаном и Турцией о запуске инвестиций в третью особую экономическую зону на базе Свияжска (Свияжский мультимодальный логистический центр). Но на него никак не могли найти инвестора. Когда были санкции, турецкие инвестиции были невозможны. Я думаю, туда пойдет первый транш и зона заработает. Также, когда обсуждали то, куда пойдут инвестиции из совместного фонда, там говорилось о сельском хозяйстве. Предполагается, что татарстанская сельскохозяйственная продукция могла бы быть интересной для турецкого бизнеса. То есть кроме вот таких особых экономических зон, где инвестиции вкладываются в основном в промышленность, может быть деньги пойдут и в сельское хозяйство. По крайней мере, если из российско-турецкого инвестфонда объемом в 1 миллиард долларов сохранится такая же пропорция в 20 процентов, как была, тогда мы можем рассчитывать где-то на 200 миллионов долларов».

В отличие от инвестиционной составляющей, уровень товарооборота значительно отличается по объемам, и в этом смысле есть куда развиваться и расти. «В плане товарооборота Татарстан, к сожалению, выглядит очень скромно. Россия в лучшие годы (2014 год) имела товарооборот с Турцией в 44 миллиарда долларов. А в 2015 году произошло резкое падение, не менее чем на четверть. То есть порядка 30 с небольшим миллиардов, и то в основном за счет газа, который поставляется в Турцию по трубе “Голубой поток”, на него не распространялись санкции. Когда общероссийский товарооборот с Турцией был порядка 31 – 35 млрд, Татарстан показал 350 млн — это 1 процент от общего товарооборота. То есть если инвестиции у нас 20 процентов, то в торговле мы занимаем всего 1 процент, это очень мало. Турция заинтересована в большем товарообороте. Думаю, что второй эффект от этой встречи после инвестиций будет направлен на торговлю. Должен быть всплеск, опять же учитывая, что заработают новые экономические зоны, и все турецкие заводы будут легально работать. Турки все больше интересуются продуктами, производимыми в Татарстане, и сами производят. Товарооборот, думаю, должен вырасти, если не до 20 процентов, как в инвестициях, то хотя бы до 5 – 10 процентов от общего российско-турецкого товарооборота», — комментирует специалист.

В ближайшее время Альберт Белоглазов прогнозирует увеличение количества рабочих из Турции на турецких предприятиях в Татарстане. «Третий момент — это увеличение турецких рабочих. На 10 заводах, которые турки построили, турецкое руководство уже официально подало очень много заявок на трудовых мигрантов. Официально до 67 процентов заявок, поданных на трудовых мигрантов в 2017 году — на турецких рабочих, которые должны приехать работать на турецких заводах и на строительных объектах. Пока они не приезжают, так как еще технически вопрос о снятии запрета не решен, но поскольку В. В. Путин пообещал, что в ближайшее время он будет снят, все эти 67 процентов мигрантов приедут в Татарстан и будут тут работать», — говорит он.

Позитивно скажется на связях Татарстана и Турции увеличение количества авиарейсов. «Есть вопрос касаемо транспорта. Мы говорили, что самолеты сейчас летают лимитировано, а Эрдоган предлагал снять лимит. Это сразу же скажется на связи Татарстана с Турцией. Потому что наш аэропорт всегда поддерживал связи с Турцией, особенно в туристический сезон. Если полеты будут безлимитные, то гражданский обмен в обе стороны будет очень большой. Туризм и деловые поездки будут гораздо шире осуществляться», — считает Альберт Белоглазов.

Стоит отметить и культурную близость двух народов на фоне языка, религии, культуры и истории. В этом смысле улучшение отношений между Россией и Турцией должно позитивно сказаться на культурном сотрудничестве. «Туркам интересны, если они приезжают в Россию в качестве туристов, регионы близкие им по духу, — считает эксперт, — а Татарстан они считают как раз таким близким партнером. Если они осуществляют культурные мероприятия, опять же они проводят их, как правило, в тюркских регионах. Есть несколько организаций, которые турки инициировали, например, “Тюрксой”, которая работает в тюркских регионах. А тут можно будет дополнительно задействовать потенциал «перекрестного» Года культуры и туризма. Это также скажется на Татарстане».

Специалист отмечает, что российские санкции начали снимать еще до начала встречи двух президентов. «10 марта Дмитрий Медведев озвучил свое распоряжение о том, что несколько видов продовольственных товаров, которые попадали в санкции, теперь не попадают. Это прежде всего лук, капуста (цветная и брокколи), соль. Видимо, это было сделано, чтобы несколько порадовать Эрдогана перед началом переговоров», — сказал эксперт.

«Дальше в ходе разговора почти все проблемы были урегулированы, кроме некоторых мелких, которые были обозначены как чисто технические, — комментирует специалист, — например, когда Эрдоган говорил о запрете на найм рабочих из Турции, Путин сказал, что это чисто техническая проблема и запрет будет снят в ближайшее время. Можно считать, что эта проблема практически решена. Другие моменты еще раньше начали урегулироваться, так как Эрдоган извинился еще прошлым летом перед Путиным и Россией за сбитый самолет. Потом они встречались несколько раз и в Петербурге, и на саммите “Большой двадцатки” в Китае. После этого уже пошли подвижки. Был снят запрет на туристические поездки в Турцию, на продажу турпакетов. Но здесь ограниченное количество полетов несколько снижает эффективность развития туризма, о чем глава Турции тоже говорил. Можно сказать, что проблема окончательно решена. Президент Турции предложил нелимитированные полеты между Россией и Турцией, что в общем-то Путин поддержал. Хотя документа на эту тему подписано не было, но, тем не менее, будем считать, что туристическая сфера окончательно возвращается в докризисное состояние».

По итогам переговоров был подписан ряд документов, а именно: Среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2017–2020 годы, Меморандум о взаимопонимании между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Турецкой Республики в сфере подготовки дипломатических кадров и обмена информационными документами, Декларация о намерениях по сотрудничеству между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и туризма Турецкой Республики в проведении «перекрестного» года культуры и туризма в 2019 году, Протокол о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Турецкой Республики, Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Российская Федерация) и Турецким ведомством по патентам и товарным знакам, Соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и Турецким суверенным фондом о создании российско-турецкого инвестиционного фонда (объемом в 1 млрд долларов), Меморандум о взаимопонимании между Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и Управлением по развитию и поддержке предприятий малого и среднего бизнеса (KOSGEB) Турецкой Республики, Соглашение о сотрудничестве между Информационным агентством ТАСС и информационным агентством «Анадолу».

Кроме того, был ряд важных договоренностей на словах, в отношении которых пока еще нет подписанных документов, но работа уже началась. «Это, прежде всего, покупка Турцией российских магистральных узкофюзеляжных самолетов МС-21. По поводу “Турецкого потока” были обсуждены детали строительства двух ниток газопровода, из которых одна будет идти для внутреннего потребления Турции, а другая — для европейского транзита. Говорилось также о том, что АЭС “Аккую” будет выделена в приоритетное направление инвестиций», — сказал Альберт Белоглазов.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2