news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Строители ВСМ Москва — Казань не будут использовать яркий свет ночью в период миграции птиц

По мнению проектантов трассы, ограничения при строительстве высокоскоростной магистрали помогут избежать массовой гибели птиц в период их миграции.

(Казань, 9 марта, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев).  В процессе строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань планируется ограничение использования источников яркого света и открытого пламени в ночное время для предотвращения массовой гибели птиц (особенно в период миграций весной и осенью) и устройство «тихих» фаз в графике проведения строительно-монтажных работ в периоды гнездования и осеннего пролета птиц. Проектант высокоскоростной магистрали ВСМ Москва — Казань ОАО «Мосгипротранс» разместил на официальном сайте информацию о воздействии трассы на окружающую среду Нижегородской области. Материалы предоставлены для обсуждения на общественных слушаниях.

Для обеспечения безопасного для животных процесса эксплуатации ВСМ железнодорожная линия будет ограждена сетчатым забором по границе полосы отвода, для защиты животных. Планируется установка птицезащищенных изоляторов. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания, говорится в материалах к общественным слушаниям.

Что касается краснокнижных видов флоры и фауны, то их местообитание должно быть ограждено до начала строительных работ, а растения пересажены с полосы отвода железнодорожного пути по согласованию с территориальными органами по охране окружающей среды.

Профессор кафедры природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова считает, что при проведении таких сложных проектов с точки зрения экологической безопасности необходимо учесть буквально тысячи вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Специалист отмечает, что выход животных на трассу опасен не только для них самих, но и для железнодорожного транспорта. «С этой точки зрения ВСМ лучше строить на сельскохозяйственных, а не лесных территориях. Строительство такой высокоскоростной магистрали с точки зрения сохранения животного мира идеально проводить на открытой просматриваемой местности. Это идеальный вариант», — говорит эксперт.

В материалах компании-проектировщика указано, что опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях планировать ограждать устройствами со специальными проходами. По мнению эксперта, при строительстве ВСМ на территории с разнообразным природным ландшафтом без возведения серьезных инженерных конструкций для миграции животных просто не обойтись. «В Нижегородской области есть самые разные территории, — говорит Нафиса Мингазова, — есть и пересеченная местность, много ручьев, рек, пойм, овражно-болотистых систем, лесов и рощ. Там очень разнообразный ландшафт. При строительстве на такой сильно пересеченной местности нужно достаточно много вкладывать в инженерные конструкции, которые будут обеспечивать прохождение на эстакадах, насыпях, создание проходов для животных в путях их миграции, кочевок и так далее».

Стоит отметить, что строительство так называемых «экодуков» широко используется за рубежом. Такие мостовые переходы проходят над оживленными автомобильными трассами и железнодорожными путями. В России на сегодняшний день построен только один такой переход для миграции животных над автомобильной трассой в Калужской области.

Для сохранения «краснокнижных» видов растений и животных планируется изъятие их из полосы отвода. До начала строительных работ местообитание редких видов должно быть ограждено. «Краснокнижные» виды растений будут пересажены на другую местность. 

«Есть практика компенсационных мероприятий. Говорят о пересадке редких видов. Но в большей степени это, к сожалению, неэффективно. Пересадка редких видов приводит к тому, что на новой территории они погибают. Почему редкие растения живут на этой территории? Потому что здесь для них сложились идеальные условия», — комментирует Нафиса Мингазова.

«Важно, чтобы трассы не проходили через особо охраняемые природные территории. Потому что ООПТ создаются не просто так, а потому что данная территория ценна в природном отношении. В Нижегородской области очень много ООПТ, миграционных путей животных и ареалов обитания редких видов. В Нижегородской области работает очень много известных зоологов и экологов. Я надеюсь, что они как-то принимали участие в процессе обоснования выбора трассы», — отмечает специалист.

Напомним, ИА «Татар-информ» ранее публиковало расчеты Мосгипротранса по строительству ВСМ Москва — Казань. Проектировщики отмечали, что строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань будет способствовать созданию более 370 тыс. рабочих мест в 220 отраслях экономики, а бюджеты регионов, по которым пройдет ВСМ, получат более 880 млрд рублей дополнительных доходов. Также было сказано, что за первые 12 лет после запуска ВСМ Москва — Казань Татарстан должен получить рост внутреннего регионального продукта на 274 млрд рублей.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2