news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Марина Разбежкина: «Мы не учим режиссуре, мы поворачиваем мозги»

В Центре современной культуры «Смена» состоялась лекция знаменитой уроженки Казани «Реальности не существует».

Марина Разбежкина: «Мы не учим режиссуре, мы поворачиваем мозги»

(Казань, 5 марта, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Знаменитый российский кинорежиссер и создатель собственной киношколы в Москве Марина Разбежкина приезжала в этот уикенд в родную Казань на встречу с публикой, интересующейся вопросами документального кино. Лекция «Реальности не существует» состоялась в Центре современной культуры «Смена» и собрала больше сотни человек.

«Я очень рада вас всех видеть, тем более что половину я знаю: своих друзей и молодых людей, которые появлялись в нашей школе в Москве и на мастер-классах», – сказала она, приветствуя публику, и уточнила, что не собирается рассказывать о своем жизненном пути.

Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной

«Мне это не интересно, мне интересно поговорить о режиссуре», – отметила она.

Марина Разбежкина сообщила, что ее киношкола – единственная независимая школа в стране. «В России нет больше школы, которая живет на самообеспечении. Мы не получаем ни копейки ниоткуда. Это школа документального кино и документального театра, которым руководим я и Михаил Угаров – художественный руководитель "Театра.doc" в Москве. В следующем году ей исполняется 10 лет. Мы не учим режиссуре, мы поворачиваем мозги. Когда у меня спрашивают, что это такое, я отвечаю очень обидной фразой: нельзя дураков учить клеить и склеивать кино. Это занятие не для идиотов. Надо для начала научиться рассматривать жизнь», – считает режиссер.

Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной

Разговор длился более двух часов. Это был внятный рассказ о природе документального кино, о том, где заканчивается телерепортаж и начинается, собственно, искусство. Документальное кино начинается, когда человек берет в руки камеру и из наблюдателя превращается в свидетеля и когда автор, не удовлетворившись плоской реальностью, следует за героем дальше и фиксирует совершенно другую ее сторону.

«Это сюжет, за которым пришел наш режиссер, который привык не верить плоской жизни, когда она нам предлагает очень тривиальные сюжеты», – сказала Марина Разбежкина.

Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной

«Проблема сегодняшней жизни в том, что жизнь очень визуальна, и каждый практически может стать наблюдателем, а потом свидетелем, и гораздо меньше остается людей, которые проживают эту жизнь. Эта проблема для меня не объяснима на сегодняшний день. Но это – опасная проблема, когда люди превращаются из проживающих в наблюдателей», – считает педагог.

Она рассказала, что на какое-то время отказалась брать в руки камеру. «Как только вы зафиксировали реальность, вы уничтожаете свое воспоминание, сохранившееся в чувствах и в ощущениях. Все эти воспоминания переходят на пленку, и вам не надо больше ничего помнить. То есть фиксируя, мы, на самом деле, обедняем свою чувственную систему, но сегодня с этим ничего не поделаешь», – убеждена режиссер.Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной

Рассказ иллюстрировали фильмы учеников киношколы. По ходу разговора Разбежкина рассказала и о знаменитом фильме «Зима, уходи!», который был снять десятью учениками киношколы за четыре месяца в период предвыборной кампании Владимира Путина. Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Локарно 2 августа 2012 года.

Марина Разбежкина объяснила, что значит для документалиста «зона змеи» и откуда произошло это определение (на логотипе школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова изображена змея – прим. Т-и). На это определение режиссера подтолкнул случай из жизни: кобра никогда не нападает и может подпустить к себе достаточно близко, пока человек не нарушит зону, которую она считает своей. Тогда она предупредит о нападении. И «зона змеи» у каждого своя. Как считает Марина Разбежкина, режиссер-документалист, рассматривая жизнь через камеру, должен зайти в «зону змеи».

Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной
После лекции гостья ответила на многочисленные вопросы из зала. Интерес был высоким, вопросы были самые разные. На вопрос корреспондента ИА «Татар-информ» о том, почему она начала преподавать, Марина Разбежкина ответила: «Во-первых, это некий эгоизм. Я сняла 30 документальных фильмов, а от документального кино вы иссякаете так, как не иссякаете в игровом кино. Игровое – это просто "Каннский пляж" по сравнению с подлинным документальным кино. Ты устаешь, ты теряешь свежее ощущение жизни, понимание этой жизни, ты в профессии. Плохая вещь – стать профессионалом, на самом деле. И ты понимаешь, что тебе нужны люди, которые никакие не профессионалы. Которые приходят из того мира, про который ты уже забыл, потому что ты смотришь все время через глазок камеры на этот мир. Это молодые люди, которые могут тебе рассказать, и вообще, влить кровь какую-то новую».

Встреча с режиссером, продюсером Мариной Разбежкиной
Как сообщили в «Смене», лекция Марины Разбежкиной стала продолжением цикла регулярных кинопоказов и выступлений кинокритиков, дискуссий, бесед и встреч с режиссерами «Субъектив доп» – проекта, посвященного современному кинематографу.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2