news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Рустам Минниханов выполняет роль посланника России в исламском мире – эксперт

Доцент кафедры международных отношений КФУ считает, что визит Президента РТ в Саудовскую Аравию – это шаг на сближение между Москвой и Эр-Риядом.

Рустам Минниханов выполняет роль посланника России в исламском мире – эксперт

(Казань, 13 февраля, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев). Доцент кафедры международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения КФУ, кандидат исторических наук Альберт Белоглазов считает, что Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов выполняет роль посланника России в исламском мире. А его недавний визит в Саудовскую Аравию и встречу с королем можно расценить как шаг на сближение между Москвой и Эр-Риядом. Об этом эксперт рассказал в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ».

«Минниханов как руководитель группы стратегического видения “Россия – Исламский мир” представляет не только Татарстан, но и всю Россию. Эта группа существовала уже с 2006 года, но была приостановлена во время “арабской весны”. А с 2014-го, когда она восстановила свою работу, на должность ее руководителя Президент России назначил Рустама Минниханова», – отмечает Альберт Белоглазов.

Вместе с тем одной из самых главных задач Президента РТ, по мнению специалиста, стало налаживание отношений с ближневосточной монархией от имени России в непростое и нестабильное время для региона. Рустам Минниханов в данной ситуации выступает в качестве представителя России во всем исламском мире. «Самое главное, на мой взгляд, это то, что сейчас Россия вместе с Ираном и Турцией проводит Астанинские переговоры. То есть вывели урегулирование ближневосточных проблем в трехсторонний формат без Саудовской Аравии, а КСА – это тоже региональный лидер, который соперничает с Ираном и Турцией, и она в этом плане оказалась немного обиженной, оттесненной в сторону. Думаю, что Минниханов здесь поехал с определенной функцией – наладить отношения от имени России. То есть напрямую Владимир Путин сейчас не может обратиться к какому-то сближению наших стран, потому что Саудовская Аравия и Иран – это злейшие противники. Минниханов как посланец мира от России. Это такой символический знак того, что мы нацелены на налаживание отношений. То, что мы с Ираном и Турцией, это вовсе не значит, что мы отказываемся от контактов с Саудовской Аравией. У нас есть точки соприкосновения — это исламские регионы, у нас мусульман до 20 млн человек, они регулярно ездят в хадж. Король, наверное, тоже понимает, что нужно участвовать во всех политических процессах, что Россия сейчас очень мощный игрок. В данном случае Минниханова в королевстве воспринимают как посла России, который делает первый шаг на сближение», – комментирует эксперт.

В то же время приезд представителей деловых кругов Татарстана в Саудовскую Аравию имеет для республики большое значение с точки зрения экономики. «Состав делегации, – отмечает специалист, – говорит сам за себя. С Президентом Татарстана в Саудовскую Аравию прибыли министр сельского хозяйства РТ, руководители Татнефти, ТАИФа, КАМАЗа, Оргсинтеза и Ак Барс банка. Становится понятно, по каким направлениям предполагается сотрудничество».

Альберт Белоглазов считает одним из приоритетных направлений сотрудничества с Саудовской Аравией экспорт сельскохозяйственной продукции. «Прежде всего, это поставки зерновых и молочной продукции, это реально, потому что Саудовская Аравия в прошлом году отказалась полностью от выращивания своей пшеницы, других зерновых и перешла на внешние закупки. В том же 2016 году Россия вышла в лидеры по экспорту зерна в мире, но мы не экспортируем зерновые в Саудовскую Аравию. Для королевства было бы идеологически верно покупать у мусульманского региона зерно и молочную продукцию, они более чистые, халяльные», – говорит он.

Вторая немаловажная сфера общих интересов – это разработка нефтяных месторождений. По мнению специалиста, у Татнефти есть хороший опыт в Ливии, Ираке и Сирии, там были найдены новые месторождения и внедрен новый метод добычи. Но там это было до войны. Сейчас у Татнефти есть свободные мощности, которые не использованы сейчас в ближневосточных странах. У компании есть опыт работы в пустынной ситуации, в жарких условиях, сходных с саудовскими. Соответственно, какой-то тендер Татнефть смогла бы там выиграть и это пошло бы на пользу Саудовской Аравии».

Что касается Оргсинтеза и ТАИФа, то, по мнению эксперта, саудовцы понимают низкую рентабельность продажи сырой нефти по сравнению с нефтепродуктами. Саудовцам) было бы интересно использовать наши возможности по переработке нефти (технологии и т. д.).

Продукция «КАМАЗа также может быть интересна саудовским партнерам, с одним лишь исключением – она должна быть произведена с экспортными особенностями. «В прошлом году был печальный опыт, – говорит эксперт, – у нас закупили пробную партию из 25 машин. И решили, если машины понравятся, то закупят еще, но потом отказались, видимо, машины не понравились. В то же время «КАМАЗ» на «Париж-Дакар» постоянно показывает устойчивость машин в пустыне, но там они специально модифицированные. Если для саудовцев сделать экспортную партию машин, которые специально модифицированны под пустыню, то тогда они будут хорошо востребованы, потому что по цене они очень конкурентные по сравнению с западными аналогами».

«Еще одно направление – это вертолетное, хоть здесь и не было делегации. Но наши вертолеты хорошо себя показали во время миротворческой операции в Чаде, они работали с дарфурскими беженцами. Там ломались практически все западные аналоги, а татарстанские вертолеты работали. Учитывая то, что вертолеты себя хорошо показали в условиях песчаных бурь, саудовцам они были бы интересны».

Эксперт отмечает высокий потенциал сотрудничества Татарстана и Саудовской Аравии в сфере исламских финансов и банкинга. «У нас уже был первый пилотный проект, год назад в марте 2016 года у нас открылся первый исламский банк, он назывался “Центр партнерского банкинга” и работал на площадке Татфондбанка. На поскольку сейчас ТФБ испытывает серьезные трудности и фактически прекратил операции, то и исламский банкинг на его площадке тоже свернул работу. Сейчас речь идет о том, чтобы открыть специальный исламский банк уже не на площадке какого-то одного, а с помощью может быть восточных партнеров. Но проблема в том, что на сегодняшний день российское законодательство не позволяет использовать все инструменты исламского банкинга. Нас обнадеживает то, что многие западные банки имеют исламские “дочки”. Финансовый сектор исламского банкинга сегодня оценивается где-то в 2 трлн долларов, и по законам шариата работают более 500 банков. Поэтому если западные банки открывают свои филиалы по исламскому принципу, почему бы их не открыть и в России. Чем больше банков с разным принципом работы, тем устойчивее вести себя будет система в целом. Опять же исламские инвесторы более охотно будут вкладывать через исламские банки в нашу экономику», – говорит специалист.

Альберт Белоглазов также считает, что у Татарстана и России в целом есть большие перспективы сотрудничества с ОИС. «В организации состоит 57 государств. Мы туда вошли в 2005 году в качестве наблюдателя и сразу же открыли представительство в Джидде, где находится штаб-квартира организации. Сначала у нас там были спецпредставители, включая Камиля Исхакова. С организацией сложились очень добрые отношения с самого начала. При поддержке ОИС в Татарстане ежегодно проходит KazanSummit. Иными словами, ОИС – это для нас ворота в 57 государств. А Саудовская Аравия занимает в организации ведущее положение, здесь находится штаб-квартира, нынешний генсек также саудит», – комментирует эксперт.

Во время беседы с королем Саудовской Аравии Салманом бин Абдель-Азизом аль-Саудом Президент Республики Татарстан передал монарху приглашение посетить Россию от имени Президента страны Владимира Путина. Альберт Белоглазов считает, что «приезд короля будет иметь колоссальное значение для укрепления позиций России на Ближнем Востоке и вообще на аравийском полуострове, потому что Саудовская Аравия имеет системообразующий фактор в Лиге арабских государств и в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива».

Эксперт отмечает, что в прошлом году, несмотря на геополитическую нестабильность, Россия и Саудовская Аравия смогли найти точки соприкосновения, в частности, в вопросе об объемах добычи нефти. «У королевства 95 процентов всего экспорта – это нефть, многое зависит от цен, – отмечает специалист, – поскольку Россия относится к числу крупнейших экспортеров нефти наряду с Саудовской Аравией, то договоренность с ней была принципиально важной. Страны ОПЕК не могли одни контролировать цены, у них всего 40 процентов нефтяного рынка. В конце 2016 года было подписано соглашение между Россией и Саудовской Аравией и теперь назрели следующие шаги, нужно сотрудничать по товарообороту».

Напомним, на прошлой неделе в рамках рабочего визита в Саудовскую Аравию состоялась официальная встреча Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с хранителем двух святынь, королем Салманом бин Абдель-Азизом аль-Саудом.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2