news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Карен Геворкян: «Вопрос судьбы нашего кинематографа колом стоит!»

В Казанском государственном университете культуры и искусств прошел круглый стол с участием региональных кинематографистов России.

(Казань, 8 декабря, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня в Казанском государственном институте культуры кинематографисты Татарстана, Башкортостана, Чечни и Якутии обсуждали судьбу российского кино и перспективы взаимодействия региональных киностудий. Приглашенным гостем стал заведующий кафедрой режиссуры кино Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, режиссер Карен Геворкян.

Как отметила профессор КазГИК Миляуша Айтуганова, круглый стол «Проблемы и перспективы развития отечественного кинематографа» стал завершающей точкой Года кино России в Татарстане.

Организатор круглого стола также считает, что сегодня говорить о расцвете российского кино не приходится. «Мы сошлись во мнении, что отечественный кинематограф находится в некотором тупике, несмотря на то, что у нас объявлен Год кино. И сошлись во мнении, что должен быть прорыв, учитывая многонациональность Российской Федерации. И во многих регионах России развивается национальное кино», – сказала Айтуганова, начиная встречу.

Известный киновед, советский, армянский и российский кинорежиссер и сценарист, член Союза кинематографистов Армении Карен Геворкян, представляясь коллегам, отметил, что в кино он работает более 50 лет. Картина «Вся наша надежда», которую он завершил недавно, будет представлена 12 декабря на фестивале «Сталкер» в Москве.

Режиссер назвал «позорищем» и «стыдобой» то, что отечественное кино смотрят 12 – 16 процентов населения. «Я думаю, что наш умный народ послал нас очень далеко, потому что он нам не верит. В самые трудные времена, в 90-е годы, когда все бедствовали, наш кинематограф не оказался рядом со своим человеком», – сказал Карен Геворкян и с сожалением добавил, что режиссура, стоявшая во главе отечественного кино, отстранена от процесса.

«Когда мы говорим Феллини, Висконти, Чухрай, мы вспоминаем режиссеров, а не директоров картин. Телега встала вперед лошади, а режиссура поджала хвост и отошла в сторону. Началась эпоха нашего нового российского кинематографа», – пояснил мастер.

Геворкян с сожалением отметил, что современных продюсеров интересуют только деньги, а кинематограф разделился на «авторский» и «коммерческий». Первый не пользуется популярностью, потому что 90 процентов этих картин о том, что в стране жить нельзя и всем пора умирать. Карен Геворкян считает, что современное «авторское кино» в России – это «процесс банального самоутверждения отдельных личностей в стране, которая живет непростой жизнью». Российскому зрителю нужно предложить понимание себя, единство происходящего. «Нужен документ того, что мы пережили. Мы пережили вселенскую катастрофу. Американская "Великая депрессия" – это грипп по сравнению с тем, что произошло с нами в нашей великой стране», – сказал доцент кафедры кино и телевидения СПбГУКиТ.

Коммерческий кинематограф, как считает режиссер, по большей части несет американскую традицию. «Из российской морковки, капусты и картошки невозможно сварить американского хлеба. Поэтому наш народ потешается и идет на американское кино», – отметил он.

«"Сталинграды" и прочие продюсерские шуточки – это тоже стыдно. Ни одна наша картина практически не выходит в мир. У нас должны были быть свои "Потемкины" и прочие международного класса картины. Их нет. Если куда-то выбегаем мы на пять минут, мы уже считаем себя счастливыми. А фестивали, которые нас отмечают, извините, это те, которым надо обложить Россию. От нас ждут только этого», – сказал Карен Геворкян.

Ведущий российский кинематографист также отметил, что в России осталось 160 этнокультур, у которых имеются великие базовые ценности. «Мы сидим на величайшем богатстве. Обращение к этнокультурам, которое было в советской стране. У нас был великий кинематограф, он назывался поэтическим, его основатель Александр Довженко. Началось это фильмом "Земля", то есть он – основоположник целого направления. А "Броненосец "Потемкин" и "Мать" были другого направления – эпического», – напомнил автор знаменитой картины о маленьком народе «нивхи».

«В советское время были национальные студии, их было 16 штук, в том числе "Арменфильм", которые занимались своей национальной проблематикой. А в постсоветское время за 25 лет этого нового времени практически ничего не было сделано. На уровне Министерства культуры понимания этого нет, что этнокультура – это катапульта, прыжок в мировой кинематограф. Потому что если на остальных сидят блоки, забито все и заторможено, то это воспринимается как черная икра. Потому что это то, что имеет ценность подлинного в наш век синтетики. А в этом человек нуждается», – сказал Карен Геворкян.

Резюмируя выступление, кинематографист отметил, что будущее кинематографа в России нужно искать в национальном кино. Как считает Геворкян, возрождение и создание своих национальных студий регионы должны считать таким же важным направлением, как заводы и фабрики. Культура – это то, что остается. Все остальное уходит в утиль. «Вопрос судьбы нашего кинематографа колом стоит, но его никто не обсуждает. Потому что нужно честно говорить, мол, извините, мы продули все», – добавил он.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2