news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Первый день фестиваля «Ремесло» в Казани вызвал спор между «девербализацией» и академичностью

Экспериментальный спектакль Дмитрия Волкострелова и классическая мелодрама Ильгиза Зайниева были представлены фестивальной публике в Казани.

(Казань, 19 ноября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня в Казани стартовал VIII Всероссийский театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Первый фестивальный день представил на площадке творческой лаборатории постановку Дмитрия Волкострелова «Карина и Дрон» по пьесе Павла Пряжко отрывок из жизни школьников 14 – 16 лет с их особым отношением к информационному миру, в котором они живут.

Декорация к спектаклю представляет собой 6 небольших подиумов, за которыми подвешены «экраны» из бумаги, подсвечиваемые сзади зеркальным отражением света прожекторов. На подиумах стоят подростки в привычной для современных молодых людей одежде. Свет иногда высвечивает то их силуэт на фоне экранов, то их лица.

Как рассказал корреспонденту «Татар-информ» пресс-секретарь фестиваля «Ремесло» Ильшат Латыпов, это непрофессиональные артисты, жители Казани, которых режиссер отобрал на кастинге из сотни претендентов. Надо сказать, юные артисты очень мужественно и достойно отработали режиссерскую задачу на абсолютной органике. Создавалось впечатление, что они не играют, а просто ведут между собой понятные только им самим диалоги.

Многие реплики так и остались не услышанными зрителем в хаосе городского шума, который шел фоном на протяжении всего спектакля. Как пояснил на обсуждении после спектакля модератор дискуссии, программный директор нынешнего фестиваля Нияз Игламов, режиссер сделал это осознанно, чтобы подчеркнуть непонятность и недоступность мира современных подростков миру взрослых. «Волкострелов – гениальный режиссер, это надо понимать. Если это происходит, то, значит, режиссер этого хотел», ­– подчеркнул театральный критик.

Шестеро персонажей, стоящих на сцене в порядке: «мальчик – девочка – мальчик – девочка», существовали в пространстве спектакля около часа. Зрителю доставались урывочные реплики об увиденном в фейсбуке, о бабушкиных пельменях, о личных отношениях, иногда разбавляемые словами старой доброй ненормативной лексики, кстати говоря, произносимыми очень внятно и громко, несмотря на интершум.

Мнения зрителей на дискуссии после спектакля разделились. Главный режиссер Оренбургского государственного татарского драматического театра Альберт Гаффаров, кстати, ученик Фарида Бикчантаева, отметил, что это был не оценочный театр, в котором произошло нивелирование текста современной молодежи. «То, что я не слышал их иногда, – это не так важно», – сказал он. Он назвал предложенную постановку явлением девербализации, которая позволяет зрителю считать атмосферу. Режиссеру также понравилось оформление сцены.

«Форма мне тоже понравилась, а содержания я не увидел», – сказал народный артист РТ Ильдус Габдрахманов. «В такой декорации можно было бы поставить прекрасный мюзикл», – пошутил он.

«Постановка прекрасна. Современное искусство не имеет вкуса, запаха, чувств. Здесь я увидела обрыв, край. Я – на одной стороне, а они – на другой, и между нами – пропасть», – сказала художник-сценограф Евгения Кролль. Резюмируя дискуссию, Инна Яркова, которая и представляла этот спектакль в отсутствие своего коллеги – питерца Дмитрия Волкострелова, отметила, что для многих зрителей – ровесников персонажей спектакля – это возможность увидеть себя со стороны. Как отметил Нияз Игламов, завершая разговор, это радикальный эксперимент, показывающий, что мы иногда не слышим и не понимаем своих детей. «Искусство не может состоять только из академических форм», – подчеркнул он.

Сторонники академического театра смогли получить истинное удовольствие и от форм, и от драматургии, на следующем показе, который состоялся в большом зале театра Камала. Спектакль «В ожидании» Ильгиза Зайниева, поставленный по собственной пьесе, посвящен драматургу Туфану Миннулину. Действие спектакля разворачивается в больничной палате. Зрителю рассказывают о разных судьбах молодых женщин, лежащих на сохранении: соблюдающая мусульманка, многодетная мать, проститутка и суррогатная мать. С добрым юмором автор выстроил трогательные сцены, где раскрываются характеры мужей героинь. О любви, преданности, семейных ценностях Ильгиз Зайниев рассказал по-своему, спектакль не стал повторением легендарной постановки камаловцев по пьесе Туфана Миннуллина «Дочки-матери». Зал аплодировал стоя и вызывал артистов на «Бис!».

Завтра зрители «Ремесла» смогут увидеть спектакль проекта «Театр на подушках» для самых маленьких «Идет коза рогатая», постановку казанского театра-студии «Новая сцена» «Карманы, полные любви» и «14 писем к…» в Театре на Булаке.

В Доме Актера состоятся также закрытые мастер-классы для участников фестиваля.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2