news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

София Губайдулина: «Я всю жизнь пишу одну и ту же песню»

В Казанской ратуше состоялась встреча творческой интеллигенции Татарстана с выдающейся соотечественницей.

(Казань, 2 ноября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня в Казанской ратуше состоялась встреча творческой интеллигенции Татарстана с выдающимся современным композитором Софией Губайдулиной. Соотечественница, с 1991 года живущая в Германии, приехала в родной город по приглашению мэра Казани Ильсура Метшина на открытие юбилейного фестиваля Софии Губайдулиной Te salutant,Sofia. «Я потрясена и тронута таким приемом. Я даже не могла себе представить, что к 85 годам смогу предстать перед такой взыскательной аудиторией», – сказала гостья, открывая встречу.

Автор сотен симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов родилась в Чистополе, а становление музыканта и творческой личности произошло в Казани: в 1935 году София поступила в музыкальную школу №1 имени П.Чайковского, в 1949 году окончила казанскую музыкальную гимназию по классу фортепиано и композиции, в 1954 году окончила Казанскую консерваторию по классу композиции у профессора Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана.

«Все улицы Казани я обходила пешком, ходила по стенам Казанского Кремля (тогда еще можно было). С огромной теплотой вспоминаю свою музыкальную школу, мою “первую любовь”, первую учительницу Екатерину Павловну Леонтьеву и директора школы Рувима Львовича Полякова. Это были такого масштаба для меня люди!», – призналась София Губайдулина.

На вопрос директора музыкальной школы №1 Якова Туркенича, есть ли у композитора планы создать музыку специально для ДМШ или другие творческие планы, София Асгатовна ответила: «У меня впереди осталось не так много времени, и я не могу планировать так далеко в будущее. Что-то мешает мне формулировать планы, приходится об этом молчать».

На встрече затрагивалась тема молодых композиторов, которые часто задаются вопросом: «Что делать?». София Губайдулина прокомментировала это так: «Каждая эпоха создает свою звуковую ситуацию, на которую мы должны как-то ответить в своем творчестве. И надо найти в ней то, что необходимо преодолевать». Композитор считает, что в наше время интеллектуальная деятельность человека превалирует над интуитивной, и в сочинениях необходим баланс между ними.

Композитор, философ и поэт Лоренс Блинов поднял насущную проблему в творчестве композиторов о кризисе в творчестве и невозможности двигаться дальше. «Это очень актуальный вопрос. Существуют разные индивидуальности в творческом мире. Часто композиторы в середине своего творческого пути пересматривают свою позицию и приходят в такое состояние. Мне это не свойственно. У меня не было этого слома никогда. То, что я сочиняю сейчас и сочиняла на третьем курсе консерватории, – это то же самое. Я всю жизнь пишу одну и ту же песню», – призналась София Губайдулина, пояснив, что она всегда обращена к собственному подсознанию, и ничто не должно на это влиять. София Губайдулина также сказала, что черпает силы из природы и любит жить за городом.

О своем казанском доме, в котором теперь располагается Центр современной музыки, носящий ее имя, София Губайдулина сказала: «Существует тот дом, в котором я провела свою юность, и вдруг он стал Центром современной музыки. Это очень лестно для меня, и я горжусь этим. Самое главное, из него создали уютное место, куда могут прийти творческие люди разных областей, пообщаться».

Комментируя процесс обращения к этнике, который в наши дни происходит в музыке, композитор отметила: «Это серьезная задача – развивать национальный язык, культуру. Не существует культуры унифицированной, которая отказалась бы от этнических своих основ. Необходимо также принимать и впитывать элементы соседних культур, но только с целью обогащения».

После общения с композитором Софией Губайдулиной состоялась презентация книги «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина» и одноименного документального фильма. Книгу представила первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова. Она поделилась воспоминаниями юности, когда дала Софии Губайдулиной после концерта в консерваторской «стекляшке» свою курсовую работу и попросила поставить на ней автограф. «Я надеюсь, что получу ваш автограф и сегодня», – сказала Эльвира Камалова, обращаясь к гостье.

Книга-альбом «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина» предназначена для использования в учебных и научных целях, а также адресована широкому кругу читателей, интересующихся творчеством композитора Софии Губайдулиной и современной музыкальной культурой. Она издана тиражом 1000 экземпляров МЮУК Казани «Центр современной музыки С.Губайдулиной». Фото на обложке принадлежит Фариту Губаеву. В книгу вошли рассказы о Софие Губайдуллиной и обращения к ней ее коллег по цеху, композиторов с мировым именем, а также художников, поэтов и всех, с кем соприкасалась в творчестве героиня книги. Книга состоит из трех частей: Kazan, Credo и Re-ligio.

В выставочном зале Казанской ратуши также открылась выставка картин художников России, Германии и Франции «Художники – Софии Губайдулиной» и выставка экслибрисов в рамках проекта «Современное искусство и музыка».

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2