news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Мастер из Казани приступил к созданию истории Татарстана в дереве

Казанский мастер резьбы по дереву считает, что ручной работе сложно состязаться со станочным ширпотребом.

(Казань, 13 июля, «Татар-информ», Арсений Маврин). Настоящим мастерам-народникам, работающим руками и вкладывающим душу в каждое свое творение, сложно тягаться со станочным ширпотребом, им негде выставить свои произведения. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал резчик по дереву Александр Гаврилов.

Группа ИА «Татар-информ» побывала в мастерской Александра Гаврилова – человека, известного далеко за пределами не только Татарстана, но и России, – и узнала, чем живут и о чем переживают «золотые руки» республики.

«Работа интересная. Когда видишь результат, она втягивает, и хочется еще что-нибудь сделать такое, чего ни у кого нет. А когда еще людям нравится, то тут вообще без слов!» – рассказал мастер.

Впервые резец в руки будущий мастер взял еще в детстве. «Все от отца пошло, – рассказывает резчик, – он был художником. Член Союза художников СССР. От него любовь к искусству перешла ко мне. В детстве я самолетики делал, свистульки, как обычно все начиналось. Потом я занялся спортом. Я 14 лет спорту отдал. Вольной борьбой занимался, гирями. Но все-таки искусство перебороло. Заняло первое место в моей жизни».

Причем мастер не только творит, но и щедро делится знаниями, накопленными за десятилетия. «Одно время я преподавал в училище народных художественных промыслов. Пять лет. Более 300 учеников у меня. Продолжаю преподавать и сейчас. Сюда, в мою мастерскую, приходят и дети, и ученики из 40-го училища. Для меня отдать свои знания, чтобы человек мог чему-то научиться, тоже очень приятно. Отец у меня раньше был тоже учителем. И вот как-то это все передается, скорее всего, из поколения в поколение. Мне нравится преподавать, объяснять, как и что делать. Я и сам, хоть и мастер уже, но тоже учусь у других людей. У каждого есть какие-то свои секреты. Я их перенимаю, что-то адаптирую под себя, и уже выходит что-то свое – личное таинство в этой работе. И этими знаниями я делюсь», – рассказал Александр Гаврилов.

Как и любой другой настоящий мастер, он уверен: самое сложное – угодить самому себе. «Я очень много к себе придираюсь. Поэтому и работать предпочитаю над сложными проектами. Мне не интересна простая работа. Вот вырезаю сейчас виды собак. И это непросто. Анималистическая тема требует знаний анатомии. Нет такого знания – не будет и красивой, правдоподобной работы. А вот когда правильно понимаешь, как нужно сделать, то и работать интересней становится», – считает резчик.

По его словам, дерево – материал пластичный, но и капризный в то же время. Нужно уметь понимать его, тогда доска или полено сами подскажут, во что готовы превратиться. «Когда смотришь на какой-то кусок дерева, в нем сразу можно увидеть подсказку. Какую-то линию, какие-то волокна древесины. Вглядись внимательнее – и поймешь, что ты хочешь из него сделать», – поделился Гаврилов.

Одна из самых масштабных работ Александра Гаврилова – панно по мотивам бессмертного творения Габдуллы Тукая «Шурале». «К этой работе я приступил не просто так. Меня очень интересуют и всегда интересовали сказки Габдуллы Тукая. Работал без лишней спешки – с большой любовью. Сказки Габдуллы Тукая, а именно «Шурале», они всем известны. Даже балеты ставились в Японии нашим татарским оперным театром. Сколько труда в нее вложено? Я трудился над ней три года. Хотелось бы, чтобы эта работа нашла какое-то свое место у нас в Татарии. Работа монументальная. Очень большая. Кропотливая. Много мелких деталей. Мне самому, если честно, нравится. И люди приходят и радуются. И мне приятно», – рассказал мастер.

По словам Гаврилова, его работы можно найти даже за океаном. «В 2011 году швейцарский музей купил у меня работу. Мне, конечно, приятно, что она нашла свое место в швейцарском музее. Тоже работа была связана с Тукаем. На выставке в Дежоне (Париж) я выставлялся. Китайцы сбежались, смотрели, интересовались, дергали, трогали, познавали, как я такую работу мог сделать. Приятно», – отметил он.

Мастер рассказал, что выполнял работу и для бывшего Патриарха Московский и всея Руси Алексия. Недавно в Тюмень отправились две работы автора. «Потом в Италии есть у меня работа, во Франции, в Турции есть, в Великобритании, еще в 1998 году в Японию одну работу взяли. И в Соединенных Штатах есть работа. В Москве, Екатеринбурге. И виды Казани я делал», – рассказал Гаврилов.

А сейчас мастер замахнулся на еще более масштабное творение – историю Татарстана в дереве, от Золотой Орды до наших дней. «Эту работу я захотел сделать настолько сложной, чтобы показать историю Казани насколько смогу глубоко. Чтобы люди, которые приезжают в Казань, увидели в ней живую историю. Здесь, в этой работе, очень много элементов. Вот она открывается, и здесь идут времена Ивана Грозного, когда было взятие Казани. В правом верхнем углу – еще одна часть, и там уже показана история Золотой Орды. В нижней части будет открываться скульптурная часть старинной Казани. Переходы будут уже в процессе видны, когда работа будет подходить к завершению. Я думаю, что работа будет интересной. Хочу сделать ее механической, чтобы она открывалась, закрывалась, например, под молитвы муллы. Когда он поет, она открывается, а когда завершает, закрывается», – поделился мастер.

Огорчает мастера лишь то, что увидеть эти работы и приобрести их могут единицы. «Общаясь с художниками и прикладниками любого жанра, понял, что у всех проблема одна – реализация продукции. Раньше существовал у нас выставочный зал Союза художников республики. Туда народ приезжал, мог посмотреть на настоящие художественные работы. Кто-то покупал. Сегодня этого не существует», – рассказал о наболевшем А.Гаврилов.

Еще одна беда, по его словам, ширпотреб, изготовленный на станках. «Китай нас перебивает, конечно. Там всевозможные станки. В Китае сейчас все делается: от телевизоров, утюгов, чайников и до предметов художественного промысла. Станки с ЧПУ и картины нарисуют, и скульптуру создадут. Трудно бороться с техникой руками. Мы же ведь руками творим. Настоящий художник, прикладник, он все делает своими руками», – отметил он.

Но опускать руки Александр Гаврилов не намерен. «Занимался, занимаюсь и буду заниматься резьбой. Эта работа мне очень нравится», – говорит он.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2