news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

На Нуриевском фестивале представили балет «Шурале»

Он посвящен 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.

(Казань, 14 мая, «Татар-информ», Алсу Гатауллина). Сегодня на сцене татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля зрителям представили балет «Шурале». Он был посвящен 130-летию со дня рождения поэта Габдуллы Тукая.

Как отметил в своем вступительном слове заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков, если не было бы «Шурале», то не было бы современного казанского балета. Именно этому спектаклю театр обязан своей историей.

Впервые о том, чтобы создать национальный татарский балет задумались в Москве и Казани в конце 30-х годов. Тогда советская идеология выработала новое направление «Декада современного искусства национальных республик». Оказалось, что у Татарии не только нет национального балета, но и балета вообще. Так началась работа над «Шурале». Музыку написал Фарид Яруллин, либретто создано Ахметом Файзи и Леонидом Якобсоном по мотивам одноименной поэмы Габдуллы Тукая, основанной на татарском фольклоре. Но из-за войны премьера отложилась на долгое время и состоялась лишь 12 марта 1945 года на сцене театра им.Г.Камала.

«Рудольф Нуриев говорил, что не может точно определить, что для него значит быть татарином, а не русским. «Но я точно ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет быстрее и готова вскипеть всегда. Мы – странная смесь нежности и грубости. Татарин – хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я», - говорил Нуриев. Шурале, как фольклорный образ татарского народа был близок Нуриеву. Нередко он поражал публику своими эксцентричными поступками и провокациями. Но ему все прощали, маленький Шурале выглядывал из него не злобно, а весело, по-детски наивно», - рассказал Сергей Коробков.

Классическая постановка прошла в трех действиях. На спектакль пришло много детей с родителями, были замечены и иностранцы. Последним была предоставлена прекрасная возможность познакомиться с татарским колоритом, который особенно ярко был представлен во втором действии, которое происходило в деревне. На народных гуляниях сельчане танцевали в национальных костюмах под музыку, которая также содержала татарские мотивы.

Детям же было интересно наблюдать за лесными духами, ведьмами и, конечно же, Шурале, который то и дело строит пакости. Поразили и декорации – дремучий лес, и особенно эффектно смотрелись горящие факелы, а также импровизированный пожар, в котором погибает Шурале.

Партию Сююмбике исполнила танцовщица из Мариинского театра (Санкт-Петербург) Мария Ширинкина, Батыра – ее коллега по театру Владимир Шкляров, Шурале – Олег Ивенко из ТАГТОиБ им.М.Джалиля. В качестве дирижера выступил Ренат Салаватов.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2