news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Покупательская активность россиян достигла минимума – опрос

Рекордно низкой стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на все основные нужды и обязательные платежи.

(Казань, 29 апреля, «Татар-информ»). Российский индекс потребительского доверия Nielsen в I квартале 2016 года достиг самого низкого показателя за 11 лет наблюдения и составил 63 пункта против 72 пунктов в I квартале 2015 года. Рекордно низкой стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на все основные нужды и обязательные платежи, – 82 процента. Отметим, во время кризиса 2009 года эта доля равнялась 93-96 процентам.

В начале текущего года россияне, имеющие свободные финансы, тратили их на новую одежду – 36 процентов и на отпуск – 31 процент. Еще 31 процент опрошенных переводил их в сбережения, пишет «Коммерсант».

До 76 процентов увеличилось за год количество граждан, стремящихся экономить. Если в начале прошлого года от трат на развлечения отказывались 55 процентов опрошенных, то теперь их стало 59 процентов. От новой одежды отказался 61 процент респондентов (55 процентов годом ранее), покупку электроники отложили 45 процентов (43 процента в прошлом году). Более половины россиян, 52 процента, признались в начале 2016 года, что переходят на более дешевые продукты (48 процентов год назад). По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, потребители стали рациональнее подходить к выбору магазинов, оценивая их по соотношению уровня цен, промоактивности, ассортимента и сервиса, меньше внимания уделяя удобству расположения. Доля продаж FMCG-товаров в рамках промоакций за два года удвоилась и в I квартале этого года превысила 20 процентов, говорит Бурмистров.

По словам директора по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова, состояние российских потребителей можно охарактеризовать одним словом – истощение.

По данным Ассоциации туроператоров России, на 3 процента упал интерес россиян к отдыху за рубежом, на 16 процентов – к отдыху внутри страны. Лидерами спроса на внутреннем рынке стали курорты Краснодарского края и Крыма, Санкт-Петербург, на выездном – Кипр, Греция, Испания, Черногория. Доля россиян, экономящих на отпуске, за год выросла на 1 процентный пункт – до 31 процента, выяснил Nielsen.

Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова отметила, что существующая потребительская активность отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями. По данным Nielsen, с начала 2015 года на 9 пунктов – до 83 процентов выросла доля респондентов, которые ожидают «не очень хороших» или «плохих» перспектив трудоустройства в ближайшем году. Также с 60 процентов до 69 процентов увеличилось число россиян, которые верят в «не очень хорошее» или «плохое» положение в будущем. «Кризисным» назвали состояние российской экономики 88 процентов опрошенных, при этом 55 процентов не верят, что стране удастся выйти из рецессии в ближайшем году. По мнению Ибрагимовой, индекс потребительского доверия может несколько вырасти во II квартале 2016 года «за счет сезонности», но существенного изменения ситуации в ближайшее время эксперт тоже не ждет.

***Рв 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2