Рубрики
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Казани день рождения Федора Шаляпина отметили оперой «Борис Годунов»
Царь Борис – одна из самых знаменитых партий Федора Шаляпина.
(Казань, 13 февраля, «Татар-информ», Алсу Гатауллина). Сегодня Татарский театр оперы и балета вместе со зрителями XXXIV Шаляпинского фестиваля отметил большой праздник – 143 года со дня рождения великого русского баса Федора Шаляпина. В честь певца сегодня вечером прозвучала опера «Борис Годунов» М.Мусоргского.
Во вступительном слове перед спектаклем доктор искусствоведения Вадим Дулат-Алеев заметил, что Царь Борис – это одна из самых знаменитых партий Федора Шаляпина. После того, как он исполнил ее, началось триумфальное шествие оперы по мировым сценам. До этого судьба произведения была непростой: оно во многих отношениях было неформатным. Сначала опере отказали в постановке из-за отсутствия развернутой женской партии. Тогда Мусоргский написал сцену Марины Мнишек, но это не помогло, так как опера продолжала быть слишком непривычной и по музыке. Было несколько неудачных постановок, а потом – 15 лет забвения. Лишь на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1898 году опера встретилась с публикой и нашла своего зрителя. В главной роли выступил Федор Шаляпин. После этого начались постановки по всему миру с участием певца. Соединение трех гениев русской культуры: Пушкина, Мусоргского и Шаляпина – сделало «Бориса Годунова» визитной карточкой русской оперы. Таковой он остается и поныне.
Искусствовед подчеркнул, что в опере нет последовательно развивающегося сюжета, это серия отдельных сцен, которые представляют собой исторические хроники. Мусоргский так и задумывал: ведь когда он писал оперу, для либретто он использовал не только трагедию Пушкина «Борис Годунов», но и исторические труды Карамзина. Это исторические хроники, в которых соединяются политический детектив и психологический триллер, это драма целой исторической эпохи. Важно понимать, что на сцене зритель видит завязку и развязку сюжета. За кадром остается история Смутного времени – история войн между пресечением династии Рюриковичей и воцарением династии Романовых.
По словам ученого, величие оперы Мусоргского не только в том, что он показал глубокую трагедию царя Бориса, но и в том, что он показал историческую трагедию, в которую был вовлечен весь народ в эпоху Смутного времени. Не случайно он называет свою оперу народно-музыкальной драмой. В этом произведении есть величие и монументальность, которые чувствуют даже те, кто не знаком с русской историей, резюмировал Вадим Дулат-Алеев.
Главную партию Бориса Годунова вел солист Большого театра и ТАГТОиБ имени М.Джалиля Михаил Казаков, роль Пимена исполнил солист Национальной Оперы Украины имени Т.Шевченко Сергей Ковнир, роль Самозванца – солист Михайловского театра Сурен Максутов, роль Марины Мнишек – солистка Большого театра Агунда Кулаева, роль Варлаама – солист Метрополитен-опера Михаил Светлов-Крутиков. Дирижером выступил Василий Валитов.
Опера в трех действиях поражает богатством и масштабами декораций, которые менялись каждые 20 минут. Роскошь и разнообразие костюмов создают незабываемое зрелище, а волшебная музыка, звон колоколов позволяют перенестись в далекую историческую эпоху.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»