news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

К 80-летию Флорида Агзамова

 11 февраля исполнилось бы 80 лет со дня рождения одного из первых руководителей отделения журналистики Казанского университета Флорида Агзамова. Его имя для многих опытных журналистов и руководителей СМИ всего Поволжья символизирует целую эпоху становления и развития журналистского образования в регионе. ИА «Татар-информ» представляет воспоминания некоторых учеников Флорида Агзамова. 

Заместитель Председателя Государственного Совета РТ, председатель Союза журналистов РТ Римма РАТНИКОВА: 


Флорид Имамахметович был очень добрым человеком. Думаю, он больше делал для студентов, для факультета, нежели для самого себя. Это был выдающийся организатор журналистского образования, создавший единственное отделение журналистики на все Поволжье. Я вспоминаю, как мы поступали учиться, стоим, ждем, думаем, что будет высокий заведующий кафедрой, а Флорид Имамахметович оказался очень невысоким человеком, которого чуть-чуть видно из-за стола. И мне очень запомнились его добрейшие глаза и то, как он каждого из нас спрашивал о выборе профессии. Он с каждым разговаривал, зачем мы пришли, с какими мыслями. 

 

Сейчас те, кто учились при Флориде Агзамове, являются в республике носителями качественной журналистики. Я никого не хочу обидеть, в наше время тоже много талантливых журналистов среди молодежи, но тогда его наставничество было гарантией. Он понимал, входил в положение каждого человека. Однажды, когда после каникул на студента пришла телеграмма из РУВД, что тот побил восемь человек, декан вызвал его к себе и сказал: «Нияз, я не спрашиваю, зачем ты это сделал, я спрашиваю, как ты сумел побить восемь человек?!» 

Заведующий кафедрой татарской журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Васил ГАРИФУЛЛИН: 

Флорид Имамахметович был одним из основоположников журналистского образования в республике. Более 30 лет руководил кафедрой, отделением, создал факультет и до последних своих дней работал в университете. Все его запомнили как человека честного, эрудированного, вежливого, настоящего интеллектуала, ученого с большой буквы. С самых первых дней работы в университете он заложил основы развития национальной журналистики. Второе его направление – принципы гуманизма в журналистике. Эта проблема очень актуальна в свете сегодняшних войн. Нивелируются личность и человеческие ценности. Это то, об опасности чего он еще в 80-е годы писал. 

 

Впервые именно он раскрыл Тукая как журналиста, а не только как поэта. Интересным новшеством Агзамова стало то, что он сумел включить в обучение журналистов сильную практическую направленность: ввел творческие дни в редакциях, смог добиться включения этого в учебные планы. Ему удалось успешно совместить учебу и практику. Он следил за нами с первого курса, интересовался творческими задатками, координировал трудоустройство. Помог Флорид Имамахметович и мне. Когда я мечтал об аспирантуре, он мне сказал, что еще рано там учиться – я должен пройти журналистскую школу, практику. Тогда он, оказывается, договорился о работе для меня на телевидении. Велел прийти через три года отработки. Я очень активно включился в работу. И в один из дней он позвонил мне, спросил, готов ли я вернуться в университет. Ответил, что нет, мне нравится моя работа. Но Агзамов сказал, что нужны молодые преподаватели, и я пришел. 

А еще он чувствовал талант, читал, правил. Многие стали писателями благодаря Флориду Имамахметовичу. Он всегда давал человеку возможность творить. 

Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА: 

Нашего декана Флорида Имамахметовича Агзамова отличало то, что он всегда был доброжелателен и открыт. Как солнце светит всем, так и он излучал тепло, внимание всем, кто его окружал. Когда ты входил в круг его общения, он своими лучами тебя согревал, при этом твой статус ему был совсем не важен. Занимая немаленькую должность, он отдал себя не карьере, а обществу, людям. На днях я получила премию Союза журналистов России за свою книгу «Добро и зло российской журналистики». Эта победа не только моя, но и моего учителя Флорида Агзамова, победа татарстанской школы журналистики, созданию которой он посвятил свою жизнь. 

 

Однажды на одной из встреч с преподавателями университета я сказала ему слова благодарности. Когда закончила говорить, то увидела на глазах Флорида Имамахметовича слезы… Я счастлива, что сказала ему слова благодарности при жизни. Флорид Имамахметович Агзамов был и остается для меня уникальной личностью. 


Главный редактор газеты «Ватаным Татарстан» Минназыйм САФАРОВ: 

Он был очень доступным человеком. Сейчас рассуждаю – вот декан, большой человек для студента. Но он мог подойти и спросить, как дела, написал ли письмо домой. Он был очень человечным, интеллигентным и, в то же время, очень требовательным. Не было панибратства, было человеколюбие. Он часто говорил: «Если ты не уважаешь или не любишь человека, за перо не берись». Он и будучи редактором не уставал эту мысль повторять. Гуманизм, который он проповедовал в советское время, предполагал, что в центре журналистики – человек и человеческие отношения. 

 

Он не стремился к выпячиванию себя и о себе не пекся. Он мог показать пример, как надо работать, но он никогда не говорил, как надо делать, а просто ненавязчиво давал урок. Когда меня только назначили главным редактором, он как бы невзначай зашел в гости. У нас было тогда много проблем, и мы с ним поговорили. Он привел несколько примеров из практики, и я понял, что проблемы удастся разрешить. 

Главный редактор газеты «Республика Татарстан» Александр ЛАТЫШЕВ: 

Это была личность в полном смысле этого слова. В моей памяти он остался человеком с большой буквы. Теоретиком, ученым, практиком, журналистом… Он был как отец, к нему можно было, как к отцу, в любое время прийти за советом, позвонить, поговорить. Вот такой был человек. Когда я стал главным редактором, мы уже с ним не пересекались. А когда был заместителем главного редактора, он ко мне часто заходил. Бывает такое созвучие, гармония душ. Далеко не с каждым человеком так получалось. 

 

Я помню, сдавал ему экзамен. Ну, ответил, все хорошо, ладно. Вышел, а там однокурсники болтают. Выходит Флорид Имамахметович и на меня показывает: «Вот так нужно отвечать». Однокурсники меня окружили и спрашивают: «Ну как? Как?» А я говорю: «Молча». Ну, тут кто засмеялся, кто нет. Ему даже приятно было экзамен сдавать. Он уважал и любил учебоголиков. 

Заместитель генерального директора – главный редактор ИА «Татар-информ» Ляйсан АБДУЛЛИНА: 

 

Мы с Флоридом Имамахметовичем были земляками – оба родом из Чекмагушевского района Башкирии. Узнала это на вступительных экзаменах, когда на собеседовании отвечала на вопрос о малой родине. С первого знакомства, все годы учебы и уже после окончания вуза, ощущала его отеческую заботу и внимание. С первого же курса я начала работать на ГТРК «Татарстан», работа настолько увлекала, что, признаюсь, часто «солила» пары. Когда возникла угроза отчисления из-за физкультуры, занятиям по которой я предпочитала прямые эфиры и командировки, он лично вмешался в ситуацию, потому что считал, что студенты журфака должны не только грызть теорию, но и параллельно постигать азы профессии. Конечно, я отбегала положенные физкультчасы и написала необходимые рефераты, но уже старалась не подводить декана. И этот страх – подвести Флорида Имамахметовича, не оправдать его ожиданий на твой счет – сидел в каждом будущем журналисте. Нам всем хотелось доказать, что мы достойны звания его учеников. 

Тележурналист, ведущий программ «Парламентские вести» и «Вести-Татарстан» Дмитрий ВТОРОВ: 

Так получилось, что до поступления в университет я уже делал репортажи на кабельном телевидении и публиковался в газетах. Поэтому к лету 1994 года мое портфолио состояло из огромной папки плюс нескольких часов репортажей на кассетах. Я понимал, что для преподавателей это был шок. Именно тогда состоялась моя первая встреча с деканом. Так получилось, что за грамотность в сочинении при сдаче экзамена я получил «три». Флорид Имамахметович взял меня за руку, попросил написать апелляцию и повел меня в главное здание университета. Он с такой душевной теплотой сказал: «Мы не можем потерять такого парня, который, еще не поступив в университет, так болеет за свою профессию». Я все правильно заполнил, и мне поставили «четыре». Я был обыкновенным абитуриентом, с улицы, можно сказать, и он так же относился к каждому студенту, который был на факультете. 

 

Я пропускал лекции, пары и экзамены, потому что работал с утра до вечера. Приезжал в общежитие и спрашивал у своих одногруппников, что задавали. Я даже бывал в списках на отчисление, и Флорид Имамахметович меня постоянно оттуда вычеркивал. Не ругал меня, но говорил: «Будь аккуратнее, это дисциплина, она тебе поможет». Он был учитель с большой буквы. Для многих – как отец. Он видел тех, кто работает по профессии, как мне кажется – видя в них молодого себя, но он не поощрял прогулы.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2