news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Р. ШАЙХУТДИНОВ: «Территорией такого удобного предпринимательства, как в ОЭЗ, должен стать Иннополис»

 Какие самые важные события произошли в Татарстане в сфере ИТ в ушедшем году? Сколько еще электронных услуг станут доступны для жителей республики с этого года? Как изменит жизнь татарстанцев появление международного логистического почтового центра? Об этом и многом другом в программе «Тема дня» рассказал заместитель Премьер-министра РТ – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов. Вел беседу генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский. 

Только что прошел экономический форум в Давосе, где обсуждалась тема четвертой промышленной революции, индустрии 4.0. Насколько сегодня республика готова к этому? Что делает Татарстан и что он готов предложить в этой связи России, чтобы она не осталась на обочине? 

Р.Ш.:
 Форум в Давосе действительно проходил под знаком грядущих изменений в сторону развития следующего этапа, следующего промышленного уклада. В первую очередь, это дигитализация, все, что связано с электроникой, с автоматизацией во всех сферах человеческой деятельности, государственном и муниципальном управлении, промышленности, с движением в сторону реализации теории трансгуманизма. Но самое главное – готовность людей, которые работают в реальных секторах экономики, жителей всех стран, в том числе нашей страны и нашего региона, к восприятию этих изменений, к тому, чтобы быть на их острие. Татарстан всегда отличался тем, что люди в нашей республике наибольшим образом склонны к инновациям, восприимчивы к новым явлениям. И все, что связано с цифрой, не является исключением. 



Что сделано важного министерством в 2015 году, что позволит в наступившем году развиваться в соответствии с этими трендами? 

Р.Ш.: 
В 2015 году проведена серьезная работа в области совершенствования механизмов информатизации государственного сектора, многое было сделано для совершенствования работы муниципалитетов. Но самое главное - количество электронных услуг, совершенствование удобства предоставления ранее переведенных услуг и формирование целей на следующую пятилетку. Мы определили для себя основные элементы концепции и стратегии развития отрасли информатизации и связи. 

Произошел прирост новыми видами услуг, предоставляемых в электронном виде. Было проведено заседание Правительства РТ, на котором обсуждалось, какие услуги будут переводиться в электронный вид, а какие из переведенных – совершенствоваться, и по итогам была сформирована дорожная карта. Более 25 услуг будет переведено в этом году в электронный вид. Это достаточно сложные, но востребованные услуги. 

Перевод этих услуг в электронный вид - миграция в следующий технологический уклад нашего общества. Это будут услуги 9 министерств и ведомств, которые будут доступны на портале госуслуг РТ и в мобильном приложении «Услуги РТ». 



Вообще год был знаковым. В 4 квартале началось строительство международного логистического почтового центра. Этот центр призван аккумулировать весь трафик авиаперевозок «Почты России» из Юго-Восточной Азии. Это более 1,2 млн. отправлений к 2020 году. Самое главное – это точка притяжения всего Приволжского федерального округа в РТ. 

Кроме того, значимым событием стало открытие города Иннополис, которое состоялось 9 июня с участием Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова. 

Основной упор мы делаем на человеческий капитал. Мы впервые в Университете Иннополис, который прошел лицензирование и аккредитацию в соответствии с нормами РФ, объявили набор на бакалавриат, он успешно прошел, было более 20 заявок на одно место. 

Иннополис – это новый город, со своей инфраструктурой, своими задачами, с другой стороны, это образование, наконец, это особая экономическая зона – территория, куда должны привлекаться новые резиденты. Не будем ли мы готовить людей, изначально нацеленных на бегство из страны? В одном из интервью вы упоминали, что процентов 60 остаются там, где получили образование. Не будут ли те 30-40 процентов, которые уехали, лучшими, которые впоследствии принесут добавленную стоимость в виде цифровых технологий другим странам? 

Р.Ш.: Задача – оставить 100 процентов. Это один из сложных вопросов, когда речь идет о развитии любой территории в любом государстве. Создание условий, которые бы позволили бы удерживать человеческий капитал, а самое главное, его наращивать, является важнейшей задачей любого правительства. 

Иннополис, действительно, триединство городской инфраструктуры, особой экономической зоны технико-внедренческого типа и Университета Иннополис. Основная связь между ними - возможность для людей получать образование, осуществлять свои планы и реализовываться профессионально в комфортной экосистеме. 



Сегодня в городе Иннополис проживает более 1 тыс. человек. Там зарегистрировано 27 компаний, из которых 15 получили статус резидентов ОЭЗ «Иннополис». По итогам 2015 года собрано около 100 млн. налогов во все уровни, которые сопоставимы с бюджетами некоторых муниципальных образований РТ. И это несмотря на то, что город только начал функционировать как поселение. Мы оцениваем перспективы формирования налоговой базы в городе, которая будет направляться на развитие инфраструктуры и повышения уровня жизни, очень высоко. 

Напомню, что город - это 1200 га, ОЭЗ – около 200 га на территории города и еще 200 га – на прилегающих территориях. Территорией такого удобного предпринимательства и налоговых льгот должен стать весь город. Мы формируем соответствующую инициативу, которую будем обсуждать внутри команды, с коллегами. Это новая скрытая возможность города Иннополис, если инициатива будет поддержана и командой, и Президентом, и федеральным центром. 

В Университете Иннополис состоялся первый выпуск магистров, было привлечено около 10 грантов университетом. Преподавание ведется на английском языке, команда является интернациональной – из более чем 10 государств работают профессора. Все они приехали с мотивацией поработать в России. Университет Иннополис – проект, который еще только развивается, набирает обороты, сформировал профессорско-преподавательскую команду и студенческий костяк. Он направлен на то, чтобы делать предложение всем, кто хочет получить образование и здесь работать. 

Основная задача – сформировать экосистему, когда университет является входной точкой для задач, формирующих заказ и работу для резидентов и жителей Иннополиса определенной отраслевой направленности. Решая эти задачи, они реализуют собственные планы, создают компании. Идеальная модель – когда университет, привлекая грант, формирует задачу и обеспечивает индустриальную связку, которая имеет две ветки. Первая - связь со стартапами. Действительно, по статистике 63 процента молодых людей, которые получили образование и создали бизнес, остаются там, где этом произошло. Люди знакомятся, создают семьи, но главное – реализуя собственные планы. Задача индустриальных компаний – поддержать их в этом, работая в связке с университетом и лабораториями. 



Бизнес-инкубаторы важны, поскольку они не только учат предпринимательству, но и формируют правильную атмосферу и в университете, и в индустриальных компаниях, одновременно являясь поставщиками человеческого капитала, в то же время потенциально могут создать новые компании, рабочие места. 

Вторая важная часть - создание правильной городской атмосферы. В городе проходят различные мероприятия, отмечаются республиканские и федеральные праздники. 

Сколько резидентов ожидается в 2016 году? 

Р.Ш.: 
На сегодня в городе зарегистрировано 27 компаний, 15 из них являются резидентами особой экономической зоны. Первый объем инвестиций составил 2,7 млрд. рублей. До конца 2016 года мы должны сформировать около 600 рабочих мест в технопарке. Это около 30-40 среднего размера компаний, которые перевезут свои команды и сформируют эту работу. Активная работа по привлечению резидентов ведется с командой особой экономической зоны. 

А кого можно было бы назвать самым ожидаемым резидентом? 

Р.Ш.: 
Самый ожидаемый из тех, кого мы обсуждали на двух наблюдательных советах под председательством Президента РТ Рустама Минниханова, это Национальный центр информатизации, который является подрядчиком по ряду проектов, в том числе в сфере государственной информатизации. Достаточно крупная компания, которая имеет хорошие перспективы роста. 

Мы оцениваем перспективы этих компаний, при этом наша задача - в максимально возможном привлечении различного рода заказов для компаний, зарегистрированных на территории города. Для нас это прямой KPI, налогооблагаемая база, хотя в режиме особой зоны этого достигнуть сложнее. 



На кого хотел бы быть похож Татарстан в своих достижениях в цифровой, ИТ-индустрии? 

Р.Ш.: 
Есть несколько стран. Территория Сайберджая в Малайзии интересна с точки зрения того, как связана индустрия информационных технологий и промышленные сектора экономики. 

В Израиле есть программа «Йозма», которая работает более 20 лет и притягивает людей из различных точек мира в отрасль информационных технологий. На каждый проинвестированный доллар они из государства дают безвозмездное софинансирование. Есть специальная процедура администрирования проектов. Это привлечение наиболее продвинутых кейсов и технологий, чтобы они осели в стране. 

В Финляндии агентство «Текес», которое реализует программу поддержки инноваций. Их бюджет – более 550 млн. евро. 

Интересно построена работа в Сингапуре. Вообще у Иннополиса тесная связь с Сингапуром. Лиу Тай Кер, который работал в офисе главного архитектора Сингапура, принимал участие в планировании Иннополиса. И то лицо города, которое сформировалось, это наши совместные мысли и идеи, которые были рождены отчасти и на территории Сингапура. 

Конечно, это и Силиконовая долина. Первым заказчиком компаний в Силиконовой долине было государство, оно формировало мощный заказ на разработки. 

Если вернуться к теме электронных услуг, откуда появляется критика? Информация о том, что в каком-то городе махинации с электронной очередью, детскими садами, проблемы с поликлиниками… 

Р.Ш.: 
В Татарстане перевод услуг в электронный вид начался еще в 2009 году, в 2010 году были первые факты оказания услуг в электронном виде. За два году удвоили количество услуг в электронном виде. По итогам прошлого года более 60 млн. фактов оказания услуг, более 1,5 млн. личных кабинетов зарегистрировано на портале государственных и муниципальных услуг. Удобство выражается в возрастающем количестве фактов оказания услуг в электронном виде. 

Мы стараемся постоянно мониторить ситуацию, работает колл-центр, который принимает любые обращения граждан. Если вдруг произошли злоупотребления, мы разбираемся. Плюс существует «Народный контроль», где можно пожаловаться на любое ведомство, где граждане получили услуги. 



Положительная динамика с точки зрения количества платежей. Если в 2014 году сумма платежей через портал государственных и муниципальных услуг составила около 4,5 млрд. рублей, то в 2015 году она приблизилась к 7 млрд. рублей. Основная доля приходится на услуги ЖКХ. 

С февраля 2015 года все платежи на портале осуществляются без комиссии. Почти все УК подключены к порталу. Не возникало ситуации, чтобы платеж не дошел до управляющей компании. Сегодня более 20 тыс. многоквартирных домов в РТ находятся в Единой информационной системе ЖКХ. 647 управляющих компаний и товариществ собственников жилья – это 1 млн. 240 тыс. лицевых счетов, то есть охвачено примерно 95 процентов всего многоквартирного сектора республики. 

Одна из самых сложных в России сфер для информатизации - здравоохранение. С министром здравоохранения РТ Аделем Вафиным мы завершили мощный проект - все лечебно-профилактические учреждения обвязали волоконно-оптическими линиями связи. Все находится в единой интегрированной информационной системе телекоммуникаций, защищенная сеть обеспечивает функционирование всех информационных систем. В терминалах, которые размещены в учреждениях, содержится информация о расписании врачей, их категории и т.д. Это расписание каждая больница настраивает для себя и должна ему следовать. 

Хочу обратить внимание на то, что тот, кто записался в электронную очередь, имеет приоритет при визите к врачу. Несмотря на критику - и нас, и врачей - количество записей увеличилось на 70 процентов в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Это говорит о том, что терминалы приживаются. Можно записаться на прием с портала государственных и муниципальных услуг. Это в первую очередь специалисты первичного звена, поликлиническое отделение в основном, отрабатываем с женскими консультациями и стоматологией. 



Основная задача – как минимум на 30 процентов повысить уровень записи в электронном виде. Мы открыты для того, чтобы услышать наших граждан, что необходимо досовершенствовать. 

Что даст Татарстану создание логистического почтового центра? 

Р.Ш.: 
Это точка притяжения для логистических компаний. Около 700 рабочих мест предполагается создать в рамках этого проекта. Команда начнет формироваться уже в этом году. Сдача объекта запланирована в конце ноября этого года. Если макроэкономические изменения не повлияют, объект будет сдан в срок. Формирование команды – задача федеральной почты. Наша задача - чтобы проект был реализован. Это также около 100 работников таможни. 

Главное, что Татарстан станет логистическим центром для ПФО по международным отправкам. Объем интернет-торговли ежегодно растет более чем на 30 процентов. С этим логистическим центром, расположенным на территории Татарстана, мы находимся в авнгарде и на острие. 

Если говорить о работе почты в целом, она постоянно совершенствуется. И кто часто ходит на почту, наверное, отмечает, что положительные моменты есть. Почта является фронт-офисом для первичной потребности в аналоговых сообщениях. Если зайти в отделение почты, увидим, что появляются автоматизированные устройства, есть приложения почты, с помощью которого в том числе можно отследить номер посылки. Основные нарекания – очереди при оплате. Но для этого и существуют электронные услуги.  

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2