news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – Международный день борьбы за отмену рабства

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 2 декабря, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня – Международный день борьбы за отмену рабства. Этот праздник отмечается 2 декабря – в день принятия Генеральной ассамблеей Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.

***

В этот день в 1805 году произошло Аустерлицкое сражение – решающее сражение между российско-австрийской и французской армиями в районе Аустерлица (ныне город Славков в Чехии) во время русско-австро-французской войны 1805 года.

Накануне сражения русско-австрийская армия под командованием генерала М.И.Кутузова насчитывала 86 тысяч человек (в том числе 15 тысяч австрийцев), французская армия Наполеона I - 73 тысячи. Русско-австрийские войска занимали сильные позиции в районе Ольмюца в ожидании подхода подкреплений. Александр I, игнорируя мнение Кутузова, принял план австрийского генерала Ф.Вейротера, предусматривавший наступление на основе устаревшей стратегии без учета маневра противника и без достаточных данных об обстановке. Наполеон стремился к генеральному сражению, рассчитывая разгромить противника до подхода к нему подкреплений. Он распространял слухи о слабости французской армии и даже начал тайные переговоры с Австрией о мире.

Русско-австрийские войска с 27 ноября по 1 декабря 1805 года совершили марш из Ольмюца к Аустерлицу и заняли на виду у противника исходное положение. Аустерлицкая битва началась 2 декабря 1805 года. Наполеон, прикрывшись частью сил на правом фланге, нанес удар главными силами (50 тысяч) на Праценские высоты, где французы рассекли союзную армию надвое. Яростные попытки вновь отбить высоты ни к чему не привели. Правый фланг русско-австрийских войск был прижат к замерзшим озерам. Когда несколько тысяч солдат, отступая, оказались на льду, французская армия стала бить по ним картечью. Потери союзных войск составили 27 тысяч человек, французов – 12 тысяч человек.

Поражение было сокрушительным. Уже 26 декабря 1805 года в Пресбурге был подписан мир между Австрией и Францией. Венеция, Истрия, Далмация отходили к наполеоновскому Итальянскому королевству, Тироль - к союзнику Наполеона Баварии.

***

В 1621 году в этот день родился протопоп Аввакум (Аввакум Петров) – глава старообрядчества.

Аввакум Петров появился на свет в семье священника села Григорова за рекой Кудмой, в нынешнем Княгининском уезде Нижегородской губернии. О его детстве и ранней юности известно немного. В 1646-1647 годах Аввакум - член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 году в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 году возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью.

Высшие духовные власти, видя успех пропаганды Аввакума, решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». В августе 1664 года Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою пропаганду против Никона. В 1666 году был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками, романовским попом Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием, Аввакум в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму».

Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске (15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где написал около 70 произведений), Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Переживший Алексея Михайловича, Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в которой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. Так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за «великие на царский дом хулы», был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием.

Аввакум - автор «Жизнеописания», первого в русской литературе опыта автобиографии, где живым разговорным языком описаны его судьба и Русь XVII века.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2