news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Минтимер Шаймиев о Примакове: «Я называл его одним из своих Учителей»

Государственный Советник Республики Татарстан выразил соболезнования супруге, родным и близким Евгения Примакова.

(Казань, 26 июня, «Татар-информ»). Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев выразил соболезнования супруге, родным и близким Евгения Примакова, ушедшего сегодня из жизни в связи с тяжелой болезнью. Минтимер Шаймиев рассказал, что его с ним связывали многолетние деловые и дружеские отношения.

«Я всегда гордился и буду гордиться тем, что имел честь быть в дружеских отношениях с Евгением Максимовичем. Я называю его одним из своих Учителей. «Дорогой наш Учитель» – так обращался к нему и в своих посланиях.

В начале этого месяца я получил от него его недавно вышедшую книгу «Встречи на перекрестках», а еще ранее – книгу мемуаров за его подписью и с теплыми словами в свой адрес. Вот так от всей души направил он мне свой, как теперь оказалось, последний подарок.

Буквально позавчера я отправил ему письмо, в котором поблагодарил его за прекрасные книги, отметил, что безмерно радует то, что он продолжает активную мыслительную деятельность, несмотря на болезнь. Когда мы творим, нуждаемся в энергии. Я пожелал, чтобы, как можно дольше божий родник нас подпитывал во благо и на радость нашим близким и самим себе – здравомыслящим эгоистам. И подписал: «Ваш взрослый ученик Минтимер». Но, к сожалению, письмо, наверное, не успело дойти…

Так получилось, что между нами за годы совместной работы сложились прекрасные человеческие отношения. Нам, руководителям регионов, было суждено вместе с Евгением Максимовичем оказаться в гуще событий в сложные для страны, бурные перестроечные годы. Безусловно, он был уже известным ученым, журналистом, политическим деятелем, признанным и в период и СССР, и в условиях новой России. Его все уважали и относились с почтением. Евгений Максимович был одним из первых Председателей Правительства, министров иностранных дел уже новой России.

Наше активное общение началось именно с этого периода. Выстраивая отношения с регионами новой Российской Федерации, он больше понимал и глубже видел то, как должна развиваться наша страна в новых условиях. Сложнее федеративного государства, чем Россия, пожалуй, в мире и нет. Но он видел, как надо обустроить ее. Евгений Максимович как Премьер-министр старался понять к чему стремится Татарстан, давал весьма разумные советы человека, знающего и старый, и новый мир, что было очень ценно. Если бы Евгений Примаков дольше возглавлял Правительство страны в те непростые годы, считаю, что мы могли бы избежать немало ошибок в нашем политическом и экономическом развитии.

В 1999 году, получив немалую политическую закалку с первых лет перестройки, мы, ряд несменных руководителей регионов тех лет, организовали партии. Юрий Лужков – «Отечество», мы с губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым – движение «Вся Россия». Со временем пришли к решению объединить усилия наших двух движений, создав блок «Отечество – Вся Россия» (ОВР). Возглавить его попросили Евгения Примакова.

Почему именно его? Дело в том, что, побывав во власти в качестве Премьер-министра страны, именно этот человек, на наш взгляд, сумел убедительно доказать, что даже за короткий период политической стабильности в стране, можно добиться многого. Позиция Евгения Максимовича сыграла тогда большую роль. Как бы сложно ни было, он знал, что должна появиться правящая партия, которая в дальнейшем создала бы возможности для появления реальной многопартийности. Это то, чего мы до сих пор до конца не можем осуществить. В стране должны быть нормально действующие, сильные две или три партии, считал он и был совершенно прав.

Тогда на него набросились буквально все. Стыдно должно быть отдельным журналистам, которые в открытую проявляли недопустимое ни в какой форме нечеловеческое отношение к его личности из-за политических разногласий. Такие люди не должны считать себя ни журналистами, ни политиками. Но он был непреклонен.

Мне также хорошо запомнился период, когда мы с Евгением Максимовичем в 2006 году, с его подачи, снова оказались, как говорится, в одной упряжке – стали сопредседателями Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», международного совещательного органа, созданного для расширения сотрудничества между Россией и исламскими странами. Как воспринимали Евгения Максимовича в арабском мире – это надо было видеть! Им восхищались! Арабский мир просто так не скажет, не оценит публично, если не проникся к человеку глубочайшим уважением. Огромное доверие к нему распространялось и на СССР, и на новую Россию. Это дорогого стоит.

Сегодня, разделяя то огромное горе, которое выпало на долю его супруги Ирины Борисовны, дочери и внуков, хочу сказать, что мне посчастливилось ощутить атмосферу любви и тепла их отношений в семье. Я очень благодарен Ирине Борисовне за то, с какой любовью она оберегала Евгения Максимовича. У меня создалось впечатление, что она живет им и заботой о нем. К сожалению, время берет свое, и Евгения Максимовича уже нет с нами, но светлые воспоминания об этом выдающемся человеке сохранится в нашей памяти.

Я сегодня специально в святой месяц Рамазан поехал в свое родное село, чтобы поклониться своим родителям. Посетил могилы отца, матери, ушедших родственников и пребывал в светлой грусти от нахлынувших чувств благодарности к ним. Именно в этот миг застала меня весть об уходе Евгения Максимовича. Это о многом говорит. Так, наверное, уходят только самые светлые люди», – цитирует Минтимера Шаймиева пресс-служба Президента РТ.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2