news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Коллегия критиков дала высокую оценку фестивалю «Науруз» в Казани

Итоги театрального форума были подведены на пресс-конференции в театре Г.Камала.

(Казань, 5 июня, «Татар-информ», Люция Камалова). Коллегия театральных критиков высоко оценила спектакли XII Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», который сегодня завершает свою работу в Казани. Итоги фестиваля были подведены сегодня на пресс-конференции в ТГАТ имени Г.Камала.

Своими впечатлениями поделились: председатель коллегии критиков, шекспировед, член жюри всероссийской театральной премии «Золотая маска» Алексей Бартошевич (Москва); директор фестиваля «Реальный театр», замдиректора Екатиренбургского ТЮЗа Олег Лоевский (Екатеринбург); арт-директор Центра имени Вс.Мейерхольда Елена Ковальская (Москва); кандидат искусствоведения, эксперт фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Кристина Матвиенко (Москва); театральный критик, заведующий литературно-драматической частью ТГАТ имени Г.Камала Нияз Игламов (Казань).

Свое выступление председатель коллегии критиков Алексей Бартошевич начал с комплимента в адрес организаторов фестиваля «Науруз». «Если бы я выбирал коллегию критиков, то я выбрал бы именно такую команду», - сказал он.

Отличительной чертой «Науруза» является то, что здесь не присуждаются премии и нет членов жюри. Есть коллегия критиков, которая анализирует спектакли, представленные на фестивале. «Правильно, что нет жюри и премии. Сложно сравнить несравнимые вещи. Когда идет обсуждение премии, то создается немного нервная обстановка, которая противоречит сути фестиваля», - отметил А.Бартошевич. Он подчеркнул, что организаторам «удалось создать атмосферу театрального содружества, объединенного общими идеями, верой и любовью».

Он добавил, что лично для него очевидно, что фестиваль «Науруз» прошел с успехом. «Уровень фестивальных спектаклей был с моей точки зрения очень высок, хотя они были очень разные, - отметил А.Бартошевич. - То, что в основании фестиваля лежала идея собрать театры, принадлежащие к тюркоязычной культуре, – это очень правильная идея. Сегодня в разных странах и республиках естественным образом переживают момент возрождения национального самосознания. Есть попытки проникнуть в собственные традиции и эти традиции утвердить, а дальше включиться в мировой театральный процесс».

С организационной точки зрения фестиваль, по его мнению, «прошел просто замечательно, даже безупречно». Он особо отметил спектакль «Кыямат» Государственного молодежного театра «Учур» Республики Кыргызстан. Спектакль поставлен по драме выдающегося киргизского и русского писателя Чингиза Айтматова. Постановщик – известный в Центральной Азии и России таджикский режиссер Барзу Абдураззоков.

«Все-таки мы составляем театральное братство, и смысл фестиваля – это состояние братства подчеркнуть», - отметил Бартошевич. Говоря обо всех представленных спектаклях, он заявил, что «не было ни одного провала».

«По-моему, фестиваль получился на славу. И было бы правильно, если бы традиция «Науруза» была бы продолжена и в будущем. Главное же впечатление в том, что чем глубже театр погружен в собственную национальную почву, тем естественнее он становится театром для всего человечества», - резюмировал он.

Известный театральный критик Елена Ковальская заметила, что каждый критик приезжает на фестиваль «со своим биноклем». Театр, по ее мнению, есть инструмент национального самосознания. «Мы всегда смотрели на Запад в поисках такого театра, - сказала она. - Театр в России так и не стал способом анализа нашей истории, но такой тип театра я увидела здесь, на «Наурузе». Почти каждый спектакль стал способом диалога между театром и его публикой». Она выделила трагикомедию Национального драматического театра имени П.В.Кучияк (Республика Алтай, Горно-Алтайск) «Туба» Лазаря Кокышева и спектакль Башкирского драматического театра имени М.Гафури «Черноликие» Мажита Гафури.

«Важно то, что «Науруз» – фестиваль с выраженной внутренней миссией, четко очерченной целью и что для нас это способ знакомства с другим языком, - поделилась впечатлениями театральный критик Кристина Матвиенко. - Важно и то, что фестиваль является городским событием. На спектакли пришла разная публика, это не только круг профессионалов и знатоков, это широкое включение зрителей в поле содержательного и художественного обмена». В ее топ-лист вошли спектакли Саха академического театра имени П.А.Ойунского (Республика Якутия), театра «Учур» Республики Кыргызстан и Национального драматического театра имени П.В.Кучияк (Республика Алтай).

Олег Лоевский отметил, что на фестивале «Науруз» была заметна динамика развития национальных театров. «Пришла театральная классика, есть попытка работы с современными драматургическими фигурами, - сказал он. - Национальный театр стал театром, который вошел в общую карту России, и к нему предъявляются сегодня такие же требования, как к любому столичному театру».

О.Лоевский отдельно остановился на работе главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева. «Наличие в Татарстане такого режиссера как Фарид Бикчантаев – это серьезная планка и серьезный ориентир. Это режиссер-мыслитель, философ. Каждый его спектакль – это целый клубок тем. Это человек, обладающий разным театральным почерком», - заявил он

Нияз Игламов в свою очередь поблагодарил коллегию критиков за участие в фестивале. Он отметил, что в том числе благодаря их работе развиваются национальные театры. «Часто режиссеры не согласны с замечаниями, но проходит время, и они говорят, что подумали об этом и решили кое-то изменить в своем спектакле. Это тоже очень важно», - добавил он. По его словам, на фестивале «Науруз» в этом году приятно удивил Азербайджанский академический национальный драматический театр.

Напомним, XII Международный театральный фестиваль «Науруз» проходил в Казани с 1 по 5 июня. На фестиваль было приглашено более 300 гостей и участников. Свои спектакли смогли показать представители различных регионов России и других стран мира.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2