news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Васил Гарифуллин: «На фронте все писатели поменяли профессии – они стали бойцами»

Конференция «Татарская фронтовая печать 1942-45 годов: сила слова» прошла в Музее журналистики.

 (Казань, 31 марта, «Татар-информ», Алсу Гатауллина). Все писатели должны пройти через работу в газете – эти слова татарского писателя, фронтового журналиста Абдурахмана Абсалямова сегодня вспомнили на конференции «Татарская фронтовая печать 1942-45 годов: сила слова» в Музее истории журналистики. В мероприятии приняли участие ветеран-фронтовик, казанский журналист Александр Малов, заведующий музея-мемориала ВОВ Татарстана Михаил Черепанов, заведующий отделением массовых коммуникаций Института социально-философских наук и МК КФУ Васил Гарифуллин, а также учащиеся школ юных журналистов, студенты отделения журналистики.

Заместитель председателя Союза журналистов Ралия Фатхутдинова рассказала, что в 2013 году в Дом журналистов пришла дочь погибшего на войне журналиста-фронтовика Усмана Ахметова – Долорес Ахметова. Она хотела узнать о судьбе мемориальной доски, на которой написаны имена погибших журналистов, среди которых есть и Усман Ахметов. Мемориальная доска находится в Музее истории журналистики Союза журналистов РТ, и сегодня в торжественной обстановке в присутствии Долорес Ахметовой памятная доска была представлена публике, были зажжены свечи, и присутствующие почтили память погибших минутой молчания.

Ралия Фатхутдинова добавила, что до войны в Союзе писателей РТ состояло 45 человек, 30 из них не вернулись с фронта.

Альбина Абсалямова, внучка татарского писателя, фронтового журналиста Абдурахмана Абсалямова, принесла газету Карельского фронта «В бой за Родину», где корреспондентом работал ее дедушка. Он ушел на фронт в августе 1941 года. Сначала он был разведчиком, командиром минометного расчета морской бригады, а затем, когда стали издаваться газеты на татарском языке, попал в эту газету. Здесь он был не только корреспондентом, но и переводчиком, ответственным секретарем. В августе 1945 года Абдурахман Абсалямов отправился на Дальневосточный фронт и был корреспондентом в газете «Сталинский воин». С фронта он привез чемодан с газетами и фотографиями с войны, который сохранился до сих пор. 9 Мая его можно будет увидеть в одном из залов Кремля. 5 апреля в Филармонии им.Г.Тукая откроется передвижная выставка, посвященная фронтовому пути А.Абсалямова.

«Как писал мой дедушка, война сыграла большую роль в жизни его поколения и в его личной жизни, творческой судьбе, потому что «не будь войны, он бы не стал писателем». «В лесах Карелии, в огне боев, я держал испытание на профессию писателя», – говорил он. Именно на фронте появились очерки, которые затем вошли в сборник повестей «Белые ночи». Все фронтовые события позже легли в основу сюжета романа «Газинур»», – рассказала Альбина Абсалямова, которая является редактором русскоязычной версии журнала «Идель».

Васил Гарифуллин рассказал, что раньше в учебниках истории упоминалось только 8 фронтовых газет на татарском языке, но на самом деле их было 16. Фронтовые газеты на татарском языке создавались журналистами-писателями, тексты были оригинальными, а не переведенными. Они публиковали там свои очерки, посвященные простым солдатам, новости, репортажи.

«Все писатели поменяли профессии – они стали бойцами. Но Адель Кутуй вместе с танкистами перекочевывал с одного боя на другой. Свой репортаж «Содрогайся, Берлин!» он писал, сидя в танке. Это великий подвиг с его стороны», – рассказал Васил Гарифуллин.

Он добавил, что в газетах публиковались письма с фронта и с тыла, их писали в том числе школьники. Газеты выходили тиражом в 4-5 тыс. экземпляров в основном два раза в неделю, что считалось достаточно оперативным. Корреспондентам постоянно приходилось передвигаться с солдатами, они писали, как правило, в вагонах.

Васил Гарифуллин добавил, что у Абдурахмана Абсалямова именно на фронте зародилась идея романа «Белые цветы». Татарский писатель всегда говорил, что каждый писатель должен пройти через газету.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2