news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Рафик МУХАМЕТШИН: «Мы пытаемся выстроить идеальную модель современного имама в Татарстане»

Стандарт является основой любой системы образования, не только религиозной.

 С 1 сентября 2015 года все медресе Татарстана начнут обучать своих студентов по уникальным образовательным стандартам среднего профессионального мусульманского образования, разработанным в Казани. Презентация новых стандартов прошла в ИА «Татар-информ». Председатель Духовного управления мусульман РТ, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин и заместитель муфтия РТ, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин рассказали, как готовились стандарты, какие богословские труды будут изучать студенты. 

Как проходил процесс создания новых стандартов обучения? 

К.С.: 
Работа над стандартом началась два года назад. Было создано учебно-методическое объединение, в которое вошли преподаватели различных медресе, что позволило объединить их опыт. Тем более, мы знаем, что каждое медресе развивается самостоятельно и у каждого есть свой уникальный опыт, который мы тоже должны учесть. Были трудности в плане того, что у каждого есть мнения, они разнятся, нужно было их как-то объединить. Подобную работу не делал вообще никто в России до этого. Она касается всех медресе Республики Татарстан и в основном зиждется на татарском богословском наследии. 

Если есть иностранное лекарство, а есть свое, почему мы должны использовать иностранное? Если есть книга по этой же науке, написанная пером нашего богослова, то мы предпочтение отдавали ей. Они были переведены на современный татарский и на русский языки, какие-то учебники мы перепечатывали с арабского языка, потому что, как известно, большинство наших ученых писали именно на арабском языке. 

Мы будем надеяться, что этот стандарт даст некий толчок для наших студентов, чтобы они окунулись в море науки, потому что без фундаментальных знаний очень тяжело воспитать хороших, признанных в мире ученых. А у нас есть такая потребность. Если чего-то не хватает, мы должны воспитать их, они должны достичь мирового уровня. Такой опыт у нас, в Татарстане, уже был. Мы напечатали первый Коран, первый печатный Коран в мире. Это не пустой звук. 

 

Р.М.: Стандарт является основой любой системы образования, не только религиозной. Стандарт означает, что мы должны четко определить требования, которые стоят перед той или иной системой образования, и учебные заведения, которые реализуют этот стандарт, должны работать в рамках требований, которые выставляют перед ними учредители. Если у светских учебных заведений учредителем является Министерство образования России и Татарстана, в данном случае у нас учредителем является Духовное управление мусульман РТ. 

Поэтому, естественно, Духовное управление заинтересовано в том, чтобы все медресе работали по единым стандартам, чтобы они отвечали тем требованиям, которые Духовное управление ставит перед своими имамами. В стандартах четко прописаны все компетенции: имама, общерелигиозные компетенции, религиозно-национальные, компетенции в области арабского языка и так далее. Это на первый взгляд кажется, что это простая работа, но на самом деле проделана кропотливая работа по определению этих требований. Кто такой современный имам? Какие проблемы возникают сегодня перед ним? Он должен быть специалистом в области мусульманского права или он должен блестяще знать арабский язык? Или он должен правильно читать Коран? Что лучше для имама? Надо отдать предпочтение чему-то. В рамках этого стандарта мы попытались выстроить идеальную модель современного имама в РТ. 

Конечно, очень важно, чтобы стандарт был современным. А как же иначе? Мы живем в XXI веке. Но с другой стороны, мы говорим о религиозном образовательном стандарте, стандарт должен соответствовать нашим классическим требованиям в исламе. Ислам - совершенно законченная форма, естественно, его постулаты никогда не менялись и меняться не будут. С этой точки зрения его канонические постулаты должны лежать в основе этой системы. И в нашей программе вот этот элемент очень четко прописан. И какие учебники использовать в татарских медресе - естественно, классические труды наших крупнейших татарских богословов. Потому что когда речь заходит об образованном имаме, у него спрашивают – а какие классические труды ты изучал? И если он не знает какие-то классические труды – все, он никакого интереса как мусульманский богослов не представляет, потому что он не знает самые элементарные труды. 

 

В скольких учебных заведениях будет введен этот стандарт? Какие проблемы могут возникнуть при его введении? 

Р.М.: 
У нас восемь медресе. В нашем стандарте есть начальное образование, есть базовое и повышенное. Повышенному уровню у нас соответствует только медресе «Мухаммадия», это одно из самых крупных медресе в России. В основном наши медресе соответствуют базовому образованию. 

Есть проблемы с кадрами: их недостаточно. Кроме того, естественно, у ректоров возникают вопросы, как мы будем реализовывать стандарт. Например, единственный новый предмет, который мы ввели – это логика. Как-то странно, что логика выпала из списка основных предметов, хотя в дореволюционных татарских медресе логика была одним из самых популярных предметов. 

Кроме логики, в принципе, остальным предметам у нас обучали. Речь идет о том, чтобы их систематизировать, чтобы все эти предметы жестко привязать к нашим классическим и татарским, и общемусульманским предметам. Это другой уровень образования, преподаватели должны соответствовать этим предметам. Каким-то медресе не хватает преподавателей. Проблему кадров будем решать. 

Процентов 80 преподавателей есть. Но в связи с тем, что стандарт предусматривает другие требования, какие-то участки будут оголяться, их надо будет закрывать. 

 

Как известно, в начале XX-го века между татарскими богословами была дискуссия. На одном полюсе стояли кадимисты, на другом – джадидисты. Как вам удалось примерить их интеллектуальное наследие? 

Р.М.: 
В связи с тем, что во второй половине ХIХ века мусульманское образование было полностью конфессиональным, у татар возник вопрос, где они будут работать, за исключением мечети. И для этого ввели систему образования, которая приобретает джадидистскую форму, появились джадидистские медресе. 

Лично я отдаю предпочтение кадимизму. Джадидистская система возникла потому, что у татар не было светской системы образования, религиозное образование надо было наполнить светским содержанием. Но сегодня все наоборот. Сегодня дети получают полноценное светское образование. 

К сожалению, есть некая попытка противопоставить кадимизм и джадидизм, особенно в научном сообществе. Но я считаю, что в системе мусульманского образования кадимизм занимал основное место. Практически все наши крупнейшие мусульманские богословы учились в кадимистских медресе. Здесь есть четкая логика, потому что там действительно готовили богословов. Джадидистские медресе – это блестящая история, но туда поступали в основном люди, которые хотели найти свое место в светской сфере. Поэтому противопоставлять их нельзя, и то и другое занимают огромное место в истории татар. 

 

Насколько востребовано сейчас религиозное образование? 

К.С.: 
Сейчас, конечно, не сравнится с 1990-м годом. Но два года назад мы посчитали – 150 мечетей нуждались в имамах. Это маленькие деревни. Имамам тяжело, нет зарплаты, они уезжают в город и мечети закрывались. В течение двух лет мы делали перестановки, не всегда все с ними соглашались, но сейчас мы эту цифру опустили до 60. Дальше будем планово работать, чтобы вообще не было пустых мечетей. 

 

Р.М.:
 По сравнению с 1990-ми годами интерес к религиозному образованию ниже. Потому что 1990-й год – это некий период эмоционального подъема, появилась возможность получить религиозное образование, все куда-то уезжали. Потом родители стали более прагматически смотреть на это: что мой ребенок получит, обучаясь в религиозных учебных заведениях? Родителей что интересует – зарплата, стабильность, положение в обществе. К сожалению, религиозная сфера сегодня обеспечить всем этим не может, поэтому я не могу сказать, что в религиозных учебных учреждениях сегодня много людей. Стандарт в какой-то степени тоже должен усилить мотивацию, ведь качество знаний всех интересует.  

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2