news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Депутаты просят руководство телеканалов и Никиту Михалкова «не пускать» сигареты на экран

С 1 июня вещатели будут обязаны крутить ТВ-ролики о вреде потребления табака.

(Казань, 30 мая, «Татар-информ»). Накануне вступления в силу очередных поправок в антитабачный закон, которые заставят вещателей фильмов и сериалов обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака, глава межфракционной группы против лоббизма, депутат Госдумы Дмитрий Носов направил обращения председателю Союза кинематографистов Никите Михалкову и главам центральных телеканалов: «Первого канала» — Константину Эрнсту, «НТВ» – Владимиру Кулистикову, и ВГТРК – Олегу Добродееву.

Депутат просит медийное руководство посодействовать в исполнении российского законодательства, чтобы у лоббистов табакпрома не было шансов направить усилия и средства на расширение скрытой рекламы табака в кино, пишет газета «Известия».

«Кино – важнейший инструмент формирования идеалов, образа жизни человека, его целей, ведь зачастую зрители (особенно молодежная аудитория) стремятся походить на героев фильма, подражать им. В связи с этим прошу вас содействовать в реализации закона № 15-ФЗ и не использовать сцены курения в образах героев своих кинокартин, а также призвать к соблюдению закона ваших коллег», - говорится в обращении.

Носов напомнил, что 1 июня 2014 года вступают в силу отдельные нормы федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

С начала лета при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальные программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Депутат уточнил, что штраф для юридических лиц за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных аудиовизуальных произведениях для взрослых составляет 100 тыс.–170 тыс. рублей. Штраф за демонстрацию курения в произведениях для детей, а также штраф за неисполнение демонстрации социальной рекламы о вреде курения составляет от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

«Я направил письма тем людям, которые занимают руководящие должности и действительно могут влиять на телевизионную политику и кинематограф в нашей стране, - заявил Дмитрий Носов. - Поскольку антитабачная политика государства уже дает положительные результаты и снижение потребления табака очевидно, международные транснациональные табачные корпорации терпят убытки и в панике активизируются. Их методы массовой дезинформации дискредитируют закон, провоцируют его неверное толкование. Именно поэтому сейчас, накануне вступления в силу второй части антитабачного закона, я решил напомнить о тех его положениях, которые касаются демонстрации курения на экранах».

Носов считает, что телеканалы обязательно должны следить за тем, чтобы старые фильмы, в которых есть сцены курения, сопровождались трансляцией социальной рекламы. «А режиссеров и продюсеров мне бы очень хотелось попросить поддержать меры, спасающие тысячи жизней, и отказаться от сцен курения в новых фильмах», - отметил он.

«Поскольку понятие «художественный замысел» так и не расшифровано именно в рамках закона (хотя нами, депутатами, это предлагалось, но было отклонено), то я очень надеюсь, что использоваться сцены курения будут только для того, чтобы показать печальные последствия, к которым приводит табак», - подчеркнул он.

В пресс-службах телеканалов заявили, что письмо пока не получили, но добавили, что антитабачное законодательство исполняется неукоснительно.

По заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) осенью 2011 года было проведено исследование – выборка из 186 серий 8 популярных молодежных сериалов, показанных на российских телеканалах в течение сентября 2011 года.

Определение сериалов как популярных основано на данных рейтинга молодежных телесериалов (целевая аудитория 12–24 года), составленного компанией «TNSРоссия» по итогам сентября-октября 2011 года.

По итогам просмотра сентябрьских сериалов было выделено в сумме 77 серий и в них — 163 эпизода (включая повторы заставок в разных сериях), в которых употреблялись или демонстрировались сигареты. Таким образом, из начальной выборки в 186 серий более 40 процентов оказались связаны с курением. Ни в одном из зафиксированных эпизодов курение не показано как однозначно вредное, недопустимое и негативное. Напротив, курение всегда демонстрируется как доступное и характерное для людей. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2