news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ростехнадзор озвучил ряд нарушений, приведших к аварии на «ТАИФ-НК»

В основе причин этой аварии – грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах.

(Казань, 17 апреля, «Татар-информ»). Ростехнадзор сообщает причины аварии в ОАО «ТАИФ-НК». Расследование технических и организационных причин аварии, произошедшей в начале марте на заводе бензинов ОАО, завершила комиссия Приволжского управления Ростехнадзора.

Напомним, на клапанной сборке линии циркуляционного орошения произошла разгерметизация фланцевого соединения с выбросом нефтепродукта и его последующим самовозгоранием. Это привело к пожару на установке, повреждению технологического оборудования и, как следствие, его выходу из строя. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Сразу после ЧП Приволжским управлением Ростехнадзора была создана комиссия по расследованию аварии, к работе в которой были привлечены несколько независимых экспертных организаций. Членам комиссии предстояло на практике воссоздать картину аварии, выяснить ее технические и организационные причины, установить вину ответственных лиц. Ущерб от пожара составил 550 млн. рублей.

Как сообщает сегодня пресс-служба Приволжского управления Ростехнадзора, в основе причин этой аварии – грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах, начиная от ремонтных работ до эксплуатации. Разгерметизация фланцевого соединения с дальнейшим самовозгоранием тяжелого газойля и дальнейшим развитием разгерметизации технического оборудования колонны были связаны с совокупностью последствий многочисленных нарушений. Так, установка спирально-навитой прокладки при последнем монтаже клапана производилась с отступлениями от требований нормативной документации: без применения динамометрических ключей и калибровочных пластин (щупов), что не позволило обеспечить контроль однородности их отжатия и стало причиной расхождения плоскостей между центрами фланцев при их сборке. Применение самих спирально-навитых прокладок не было предусмотрено проектом, кроме того, не исключена вероятность их повторного использования, что недопустимо требованиями безопасности. Использовались несоответствующие проекту крепежные детали (шпильки, гайки), которые ни по температурным, ни по прочностным характеристикам не соответствовали местам, где они были установлены. Проектом не предусмотрена возможность аварийного опорожнения колонн при их разгерметизации, что привело к дальнейшему усилению и развитию пожара.

Как следует из сообщения Управления Ростехнадзора, проверка привлеченными экспертными организациями крепежных деталей в других местах данных колонн и на другом оборудовании, а также опрос ремонтного и эксплуатирующего персонала о ходе и порядке производства ремонтных работ позволяет сделать вывод, что данные нарушения являются здесь системой. При ремонтных работах персоналом не используются динамометрические ключи и калибровочные пластины, крепежные детали используются любые, какие будут в наличии на момент работ. Отсюда естественный вывод: подобная авария могла и может произойти и на других технологических устройствах ОАО «ТАИФ-НК».

Среди организационных причин ЧП – неудовлетворительная организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на всех этапах – от ремонта и приемки оборудования из ремонта до эксплуатации. Кроме того, способствовало затягиванию процесса ликвидации аварии проведенное персоналом отключение электроснабжения колонн, не предусмотренное планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций на данном объекте. На общем уровне промышленной безопасности, отношении персонала и инженерно-технических работников к выполнению этих требований и соблюдению технологической дисциплины отразилась частая смена руководства ОАО «ТАИФ-НК» и в частности завода бензинов. На момент аварии ни директор завода, ни главный инженер, ни его заместитель по промышленной безопасности не прошли проверку знаний и не были аттестованы на право работы на опасных производственных объектах.

По результатам расследования комиссией были разработаны необходимые мероприятия.

***Рв
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2