news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – Европейский день языков

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 26 сентября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 26 сентября отмечается Европейский день языков. Это способ поддержки языкового разнообразия, двуязычия каждого европейца и развития преподавания языков в мире. Действительно, сейчас становится все больше и больше людей, которые свободно разговаривают, как минимум, на одном иностранном языке.

Феномен владения иностранными языками изучается уже давно. Почему некоторым людям так трудно дается родной язык, а другие с легкостью воспринимают сразу несколько иностранных? Является ли это результатом напряженного труда или достаточно генетической предрасположенности?

Конечно, талант важен, как и в любой другой сфере. С другой стороны, еще в XVIII-XIX веках в обществе было модно блеснуть знаниями – и нет-нет, да ввернуть словечко из французского, немецкого или латыни. Знание хотя бы одного иностранного языка считалось нормой.

В европейских институтах равноправно используются английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский и эстонский языки.

Все решения, принимаемые официальными органами ЕС, переводятся на все официальные языки, и граждане ЕС вправе обращаться в органы ЕС и получать ответ на свои запросы на любом из официальных языков.

На мероприятиях на высшем уровне предпринимаются меры по осуществлению перевода выступлений участников на все официальные языки (по необходимости).

Несмотря на декларируемое равноправие всех языков Союза, с расширением границ ЕС все чаще наблюдается «европейское двуязычие», когда фактически в работе инстанций (за исключением официальных мероприятий) используются в основном английский, французский и, в меньшей степени, немецкий — при этом какие-либо иные языки используются в зависимости от ситуации.

Сохранение и развитие языков, включая малые, декларируется в качестве официальной языковой политики Евросоюза. Среди способов достижения этого обычно называются изучение более чем одного иностранного языка и продолжение изучения языков в зрелом возрасте.

***

110 лет назад, 26 сентября 1898 года, родился Джордж Гершвин – американский композитор, пианист и дирижер.

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Не получив систематического музыкального образования, брал уроки музыки у Чарльза Хамбитцера (фотепиано), Рубина Гольдмарка (гармония). Приобрел известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю. Позднее обратился также к инструментальным жанрам и опере.

Гершвин – виднейший представитель так называемого симфонического джаза. Особенности стиля композитора – сочетание традиций импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора (блюз, спиричуэл) и характерных черт легкого жанра с классическими формами европейской музыки – оперной, симфонической, концертной. Несмотря на различные влияния, музыка Гершвина отличается ярким своеобразием. Его творчеству присущи сатирические черты, острый юмор и гротеск (мюзиклы на политические темы «Пусть гремит оркестр», «О тебе я пою», симфоническая сюита «Американец в Париже»).

В числе лучших произведений Гершвина – «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано и джаз-оркестра (1924) и опера «Порги и Бесс» – первая американская национальная опера. Создание этого произведения для классика американской эстрадной музыки было мечтой всей жизни. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор уже был на вершине славы. В основе либретто оперы – роман американского писателя Хайуарда о жизни американских негров. «Порги и Бесс», конечно же, не вписывалась в традиционные каноны оперного жанра – ее музыкальная фактура насыщена элементами негритянского фольклора и блюзовыми интонациями. Тем не менее, опера уже свыше 70-ти лет не сходит со сцен ведущих театров мира. Очень многие мелодии из «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. Та же «Колыбельная» – «Summertime» – звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях.

Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей – Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона. Опера «Порги и Бесс» – первая в истории США национальная опера, стоящая на уровне лучших музыкальных произведений ХХ века. Эта опера – лебединая песня Джорджа Гершвина. Он умер 11 июля 1937 года от рака мозга.

***

140 лет назад, 26 сентября 1868 года, умер Август Фердинанд Мебиус – немецкий математик, геометр.

Август Фердинанд Мебиус родился в Шульпфорте (Германия). Некоторое время под руководством Гаусса – «короля математиков» – изучал астрономию. С 1816 года начал вести самостоятельные астрономические наблюдения в Плейсенбургской обсерватории, в 1818 году стал ее директором, позже - профессором Лейпцигского университета. Автор трудов по проективной геометрии. В частности, впервые ввел систему координат и аналитические методы исследования, установил существование многогранников, для которых неприменим «закон ребер» и которые не имеют объема. Мебиус – один из основоположников теории геометрических преобразований, а также топологии, теории векторов и многомерной геометрии. Получил важные результаты в теории чисел (функция Мебиуса).

Установил существование односторонних поверхностей (лист, или лента Мебиуса). Что такое лента Мебиуса, знает практически каждый школьник. Это – простейшая односторонняя поверхность, получается при склеивании двух противоположных сторон АВ и А'В' прямоугольника АВВ'А' так, что точки А и В совмещаются соответственно с точками В' и А'.А. Если двигаться вдоль по ленте Мебиуса, как и по любой другой односторонней поверхности, не пересекая его границы, то, в отличие от двухсторонних поверхностей, например сферы, цилиндра, можно попасть в исходное место, оказавшись в перевернутом положении по сравнению с первоначальным. Физики-теоретики пришли к выводу, что наша Вселенная, вполне вероятно, замкнута в ленту Мебиуса.

Эта теория полностью коррелирует с теорией относительности Эйнштейна и его предположением, что космический корабль, все время летящий прямо, может вернуться к месту старта, что подтверждает неограниченность и конечность Вселенной, изогнутой в пространстве большого числа измерений. Но это научные гипотезы, а на практике описанная в 1865 году профессором Лейпцигского университета Августом Фердинандом Мебиусом лента, благодаря стараниям изобретателей и ее удивительным свойствам, стала неисчерпаемым источником оригинальных технических решений. Умер Август Фердинанд Мебиус 26 сентября 1868 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2