news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Казань будет площадкой для обсуждения проблем инженерного образования – Минниханов

В рамках международного симпозиума по инженерному образованию обсуждались проблемы подготовки инженеров для нефтегазохимического комплекса.

(Казань, 25 сентября, «Татар-информ»», Анвар Маликов). Сегодня в рамках проходящего в Казани международного симпозиума по инженерному образованию прошло заседание круглого стола по проблемам подготовки инженерных кадров для предприятий нефтегазохимического комплекса.

Участниками стали представители Министерства образования и науки России, ректоры национальных исследовательских университетов, руководители ряда министерств и ведущих предприятий Татарстана, представители международных и российских общественных организаций. Модератором заседания был ректор Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) Герман Дьяконов, сопредседатель симпозиума IGIP.

Принявший участие в работе круглого стола Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил растущие потребности предприятий республики в высококвалифицированных инженерах. Он напомнил, что в Татарстане действуют и развиваются два НПЗ, большие нефтехимические комплексы, шинное производство, строится завод "Аммоний", для которых требуются специалисты современного уровня.

Между тем, инженерное образование нуждается в очень хорошей школьной подготовке, необходимо перспективных ребят ориентировать на соответствующие вузовские специальности. «Если школьники не будут выбирать математику, химию и физику как профильные предметы, мы не получим инженеров», - сказал Рустам Минниханов. Поэтому, по его словам, нужна соответствующая внеклассная работа, необходимы базовые лицеи. Сами же вузы должны иметь хорошее оснащение и серьезно подготовленный персонал.

За время становления нового государства в России был некий хаос в образовании, сказал Президент РТ. Сегодня нужно консолидировать все возможности, опираясь на реальный сектор экономики и в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Без этого невозможно дальнейшее развитие предприятий, подчеркнул Рустам Минниханов и завершил свое выступление словами: «Нам важен ваш опыт, поэтому Казань и в дальнейшем будет площадкой для широкого обсуждения этой проблемы».

С приветственным словом к участникам заседания обратился президент Международного общества инженерного образования (IGIP) Михаэль Ауэр. Он поблагодарил руководство Татарстана за организацию форума и вручил Рустаму Минниханову сертификат членства в данном обществе.
Заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» по кадрам и социальному развитию Рустам Мухамадеев сообщил, что в условиях дефицита высококвалифицированных кадров компания вынуждена была создать свою систему их подготовки. «Татнефть» ежегодно выделяет значительные средства на укрепление материально-технической базы профильных учебных заведений, открывает в них базовые кафедры, развивает учебные центры, а студенты проходят в «Татнефти» практику.
Рустам Мухамадеев высказал опасения в связи с некоторыми тенденциями в инженерном образовании. Так, переход вузов на двухуровневую систему подготовки кадров «бакалавр - магистр» привел к сокращению часов обучения по специальным дисциплинам. Далеко не все учебные заведения обладают материально-технической базой, соответствующей современным требованиям подготовки инженеров.

Замгендиректора обратил внимание и на то, что такие основные отраслевые направления как «Нефтегазовое дело», «Горное дело», «Прикладная геология» не вошли в перечень специальностей, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики. В результате подготовка по ним финансируется в 1,6 раза меньше. Кроме того, считает Р.Мухамадеев, надо предусмотреть по вышеуказанным направлениям присвоение квалификации «специалист».
Заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам ОАО «Нижнекамскнефтехим» Василий Шуйский также рассказал о корпоративной системе подготовки кадров. Он отметил наличие на рынке труда несогласованности предложения и потребности в специалистах. По его словам, не всегда те, кто получил высшее инженерное образование, идут на производство. Многие выпускники при хороших теоретических знаниях не имеют практических навыков, плохо читают чертежи. Поэтому вначале дипломированных специалистов на предприятии принимают на рабочие должности. Как один из путей решения проблемы «Нижнекамскнефтехим» видит организацию у себя стажировку вузовских преподавателей.

Директор школы химической инженерии Университета Пердью (США) Арвинд Варма рассказал, что главными в их образовании являются обучение студентов независимому мышлению, поиску множественных решений, навыкам работы в команде, умению заниматься самообразованием после университета. Он сообщил также, что Университет Пердью наладил сотрудничество с КНИТУ.
Президент Американского общества инженерного образования Уолтер Бьюкенен, приехавший в Казань уже второй раз, обратил внимание, что в США исследовательские университеты, в отличие от КНИТУ, редко уделяют внимание инженерному образованию. Он выразил удивление, что в России 40 процентов студентов обучаются по инженерным специальностям, тогда как в США их много меньше. Это объясняется тем, что студенты не стремятся изучать физику. «Я в восторге от увиденного здесь, и мы готовы развивать сотрудничество», - сказал Уолтер Бьюкенен.

Почетный доктор КНИТУ Тинг Куех Датук Сун из Института химии Малайзии также констатировал снижение интереса студентов к научной деятельности. Он отметил, что в Татарстане есть великолепная платформа для подготовки специалистов и также предложил развивать сотрудничество.

Вице-президент Российского совета ректоров, председатель совета ректоров Приволжского федерального округа Роман Стронгин отметил, что в системе образования время было упущено, инфраструктура устарела, утрачены многие связи с промышленностью, в Татарстане же все это восстанавливается. Он высказался за интеграцию усилий, за объединение в кластеры.
Президент Агентства инженерного образования России Юрий Похолков привлек внимание участников заседания к проблеме сертификации в этой сфере.

Симпозиум «Глобальные вызовы в инженерном образовании» организован IGIP. Его организатором в Казани стал КНИТУ. Задачами форума являются обсуждение тенденций развития образования и научных исследований в высшей технической школе, обмен практическим опытом в инженерном образовании, ознакомление с пилотными проектами, программными приложениями и инновационными разработками.

В течение недели в рамках симпозиума на площадках ГТРК «Корстон» работает большое число секций, круглых столов, 30 семинаров, мастер-классов, тренингов Международной научной школы, выставка и другие мероприятия.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2