news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Подмосковье испытают гиперзвуковой двигатель для марсолетов

В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью 150-300 с. Первый запланирован уже на 2014 год.

(Казань, 3 сентября, «Татар-информ»). Гиперзвуковой двигатель, предназначенный для сверхзвуковых самолетов и межпланетных ракет, начнут испытывать в 2014 году на стенде Центрального института авиационного моторостроения в подмосковном Лыткарино, пишет сегодня газета «Известия».

По данным тендера на строительство стенда, конструкция будет предназначена для исследования тяги и управляемости прямоточных двигателей, а также расхода топлива и аэродинамики. Кроме того, во время испытаний будут имитироваться «нестационарные условия», в частности «поведение двигателя в условиях атмосферы Марса».

Для имитации условий Марса и полетов со скоростью 12,3 тыс. км/ч на высоте 46,25 км в земной атмосфере двигатель будут обдувать специальной смесью из кислорода, метана, азота и водорода. Их будут впрыскивать в аэродинамическую трубу с двигателем под давлением 15-32 МПа.

Имитировать сопротивление атмосферы будет огневой подогрев, температура газа на выходе сопла будет достигать 3826,85 градусов Цельсия. Чтобы испытательный стенд вместе с двигателем не взорвался, его будут охлаждать водой.

Все процессы, происходящие внутри стенда, будут записывать на видеокамеру высокой четкости формата HD-1080.

В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью 150-300 с. Первый запланирован уже на 2014 год.

Оборудование нового стенда обойдется федеральному бюджету в 43,25 млн. рублей. Сами испытания – значительно дороже: в 2014 году ЦИАМ получит на эти цели 210 млн. рублей, в 2015-м – 215 млн. рублей.

В Московском авиационном институте рассказали, что новый двигатель сможет применяться в космонавтике в качестве промежуточной ступени космических челноков.

«Такие двигатели могут использоваться в аппаратах следующего поколения. При использовании прямоточного двигателя брать в ракету кислород не нужно – он берется из атмосферы. Такой двигатель позволит увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на орбиту», - рассказал сотрудник Московского авиационного института Валерий Аврашков.

Он напомнил, что сейчас для вывода на орбиту Земли спутников используются только жидкостные ракетные двигатели, а это фактически бак с топливом, занимающий большую часть ракеты. При этом в половине баков содержится окислитель – сжиженный кислород.

«Космический самолет» сможет самостоятельно доставлять на ближнюю орбиту небольшие (10-15 кг) спутники, взлетая с обычного аэродрома, отстреливая груз на заданной высоте и возвращаясь как обычный планер обратно.

«Силовую установку при этом имеет смысл делать гибридной, использовать прямоточный двигатель выгодно только для скоростей, превышающих скорость звука в 6-12 раз. Кроме того, на высотах 50-80 км практически отсутствует кислород, и без жидкостного двигателя обойтись не получится», - считает Валерий Аврашков.

«Эти системы будут более сложными и более дорогими в целом, но переход на них в перспективе запланирован. В данный момент двигатель наиболее актуален для военных программ. Например, если просто запустить вольфрамовую болванку с гиперзвуковой скоростью, то тротил уже не нужен», - пояснил Валерий Аврашков.

Он также добавил, что теоретические расчеты по гиперзвуковым аппаратам уже сделаны, остаются проработка нюансов и практическая реализация теории, что и будет сделано на стенде в Лыткарино. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2