news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Последствия строительства высокоскоростной магистрали обсудили в Казани

Строительство ВСМ приведет к негативным последствиям для окружающей среды и вопрос только в их приемлемости, заявляют экологи.

(Казань, 30 июля, «Татар-информ», Аяз Исмагилов). Сегодня в Минтрансе РТ состоялись общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург.

В обсуждении возможных экологических последствий для Татарстана проекта ВСМ приняли участие члены Правительства РТ, представители муниципальных образований, общественных организаций, политических партий, ученые, активисты, представляющие интересы различных групп населения Казани. Всего для участия в слушаниях зарегистрировалось более 160 человек.

Перед началом обсуждения министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин и заместитель гендиректора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура ОАО «РЖД») Юрий Котлов рассказали о сути проекта. Они подчеркнули, что ВСМ позволит соединить высокоскоростным ж/д сообщением 3 федеральных округа, в которых сосредоточен огромный производственный и человеческий потенциал.

Напомним, строительство ВСМ предусматривает несколько этапов. Первый – это участок Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. Из Казани в Москву по высокоскоростной магистрали можно будет добраться за 3,5 часа. Время в пути между столицами регионов составит около 1 часа. Второй этап – участок от Казани до Екатеринбурга, который пройдет, предположительно, через Елабугу.

Как отметили Л.Сафин и Ю.Котлов, строительство ВСМ даст большой мультипликативный эффект для экономики в целом. Представитель ОАО «Скоростные магистрали», в частности, отметил, что реализация проекта поможет создать новые рабочие места, решить проблему трудовой миграции, будет способствовать повышению средней заработной платы в районах прохождения ВСМ, снизит себестоимость ж/д перевозок за счет разделения маршрутов грузовых и пассажирских перевозок, даст импульс развитию смежных отраслей. По словам Л.Сафина, опыт строительства ВСМ в других странах говорит о том, что подобные проекты даже способствуют повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации.

Согласно предварительному проекту протяженность участка ВСМ по территории Татарстана составит 244 км. В рамках проектирования магистрали оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) осуществляется независимой экологической компанией ЗАО «ЭкоПроект» (Санкт-Петербург). Как рассказал на сегодняшних слушаниях главный специалист компании Андрей Пузаченко, проект сопряжен с определенными экологическими издержками. Так, в частности, в зону транспортного коридора попадают Волжско-Камский заповедник, национальный парк «Нижняя Кама» и 7 природных заказников. Подготовленные варианты маршрута ВСМ предусматривают обходные пути мимо охраняемых природных зон.

Основной вывод, сделанный экологами при оценке проекта строительства ВСМ, по словам А.Пузаченко, таков: «При природоохранных мероприятиях и соблюдении природоохранного законодательства воздействие ВСМ на окружающую среду может быть доведено до допустимого уровня. Мы не говорим, что его не будет, его не может не быть. Любое строительство приводит к негативным последствиям. Здесь вопрос приемлемости. Выбор трассы остается за проектировщиком, но он должен учитывать наши оценки. Помимо наших оценок, еще и экономические, социальные и другие. Так что конечный этап, я думаю, будет компромиссным».

В ходе сегодняшних слушаний основная дискуссия развернулась вокруг участка ВСМ от границы Татарстана до Казани. Вхождение трассы в столицу РТ предусматривается через северный ж/д вокзал со стороны Чебоксар. На сегодняшний день разработано несколько вариантов маршрута. В материалах, подготовленных к общественным слушаниям, было представлено 3 возможных маршрута, наиболее приемлемым из которых считается самый северный. Он практически не затрагивает природоохранных зон, в частности, район озера Лебяжье. Однако этот вариант затрудняет строительство жилого «соципотечного» микрорайона «Салават купере» в районе поселка Залесный. Поэтому возник четвертый вариант, который сегодня представила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Этот вариант несколько удлиняет обходной путь, но не затрагивает стратегически важных для города территорий.

В целом участники слушаний были неоднозначны в оценках проекта - не только в части экологических издержек, но и его экономической целесообразности (напомним, что предварительная стоимость строительства ВСМ от Москвы до Казани – 1 трлн. руб.). В частности, прозвучали мнения, что ОВОС проекта пока не учитывает всех экологических аспектов и нуждается в большой доработке.

Юрий Котлов был вынужден неоднократно подчеркнуть, что проект ВСМ пока носит условный и предварительный характер, и дальнейшее проектирование будет вестись с учетом глубокого анализа и экспертных оценок, а также общественного мнения. Представитель ОАО «Скоростные магистрали» пообещал, что практика общественных слушаний будет продолжена и на других стадиях проектирования.

«Мы эту работу ведем ежедневно, каждый день что-то меняется. Это скрупулезный процесс», - отметил Ленар Сафин, комментируя итоги общественных слушаний.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2