news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Президент Татарстана принял участие в правительственном совещании по развитию химии и нефтехимии

На совещании обсуждались меры, которые должны быть приняты в отрасли.

(Казань, 3 июля, «Татар-информ»). Правительственное совещание о мерах по развитию химического и нефтехимического комплекса Российской Федерации состоялось в Благовещенске на производственной площадке ОАО «Полиэф», одного из крупнейших в стране полиэфирных комплексов. В его работе приняли участие Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, министр энергетики РФ Александр Новак, полномочный представитель Президента России в ПФО Михаил Бабич, Президент Татарстана Рустам Минниханов, Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, руководители крупных нефтегазовых и нефтехимических компаний, сообщает «Башинформ».

Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что химическая и нефтехимическая промышленность остаются важными сегментами российской экономики, потребителями их продукции являются все отрасли – транспорт, сельское хозяйство, оборонная промышленность. Однако, несмотря на неплохой применительно к современным условиям рост, – около 3,5 процента, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 10 процентов. Представлена продукция низкого и среднего переделов – удобрения, синтетические каучуки. Номенклатура импорта, наоборот, разнообразна – традиционно в нем преобладают товары малотоннажной химии, изделия из пластмасс, красители. «Мы продаем сырье за рубеж, а покупаем готовые продукты, которые чаще всего производятся из нашего же сырья», - отметил Председатель Правительства России.

Главными причинами сложившейся ситуации Дмитрий Медведев назвал устаревшую слабую научно-техническую базу, неконкурентоспособность продукции российского машиностроения, инфраструктурные ограничения, касающиеся в первую очередь транспортировки нефтегазового сырья.

«Положение нужно менять, для этого есть необходимые предпосылки», - подчеркнул Дмитрий Медведев. По словам Премьера, в первую очередь необходимо обеспечить избыток относительно дешевого и доступного сырья, второе условие – растущий внутренний рынок (к 2015 году прогнозируется увеличение спроса на синтетическую смолу и пластмассу почти в полтора раза, на химические волокна и нити – на 120 процентов). Третье условие – реализация крупных, масштабных долгосрочных проектов, которые в настоящее время работают в Сибири и Центральной России. Четвертое – наличие вертикально интегрированных структур, которые способны самостоятельно создавать конкурентные производства и оперативно реагировать на изменения на мировом рынке».

На совещании участники обсудили меры по поддержке отечественных производителей в рамках разработки стратегии развития химической промышленности на период до 2030 года, а также меры стимулирования внутреннего спроса на отечественные материалы, особенно для дорожного строительства.

Министр энергетики РФ Александр Новак подробно остановился на внешних и внутренних вызовах, которые в настоящее время стоят перед российским нефтехимическим комплексом и требуют своевременных ответов.

«Для России наиболее актуальными внешними вызовами являются разработка месторождений нетрадиционных углеводородов в Северной Америке, строительство нефтеперерабатывающих мощностей на Ближнем Востоке, расширение производства нефтехимического сырья и продукции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти факторы ведут к увеличению предложения дешевого сырья для последующей переработки, снижению цен на конечную продукцию и увеличению конкуренции на целевых рынках сбыта. Наиболее существенным внутренним вызовом является дефицит перерабатывающих мощностей при наличии больших объемов сырья. Это ведет к росту экспорта сырья на фоне значительного импорта нефтехимической продукции, - констатировал А.Новак. - Структурная проблема развития нефтехимического комплекса России заключается в нехватке собственных мощностей нефтехимии, отсутствии современного нефтегазохимического оборудования российского производства и дефиците квалифицированных кадров».

По мнению министра, структура баланса нефтехимической продукции к 2020 году изменится (мировое потребление за этот период может вырасти на 50 млн. т, а мировое производство – на 65 млн. т), что приведет к ужесточению конкуренции на единственном дефицитном рынке – рынке стран АТР. Здесь российским компаниям предстоит конкурировать с американскими и ближневосточными компаниями.

Согласно плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, доля нефтегазохимического сырья, перерабатываемая предприятиями нефтехимии, увеличится в 2 раза – до 57 процентов. Мощность установок пиролиза должна вырасти в 4,5 раза, до 14 млн т в год. Одним из основных направлений развития нефтехимического комплекса страны должно стать увеличение потребления сырья для нефтегазохимии с 9,7 до 37 млн. т. В соответствии с планами, это позволит России превратиться из нетто-импортера в нетто-экспортера полимеров.

«Мы ожидаем, что реализация плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года позволит получить вклад в ВВП до 1 трлн. рублей в год, а также увеличить налоговые поступления до уровня выше 70 млрд. рублей и создать новые рабочие места с учетом занятости в смежных отраслях», - пояснил Александр Новак.

Он отметил, что отечественная промышленность сама в состоянии производить конкурентоспособную продукцию: бамперы, обшивку салона, строительные и отделочные материалы, мебель, товары для медицинской промышленности и других отраслей. Для реализации намеченных планов необходимо стимулировать развитие внутреннего рынка, внедрить программу по раздельному сбору отходов для вторичной переработки, Министерству здравоохранения предлагается разработать документ, запрещающий использовать ПЭФ вторичной переработки для производства пищевой пленки, что повысит спрос на «первичный» полиэтилен. Также, по мнению министра энергетики, необходимо внести изменения в таможенное законодательство для стимулирования привлечения инвестиций.

«Более полувека назад в Башкортостане появились крупные производства, предприятия были взаимосвязаны и работали как единый кластер, - заявил Президент Башкортостана Рустэм Хамитов. - В наши дни приходится констатировать, что ранее существовавшие цепочки во многом разорваны. Участники нефтехимического рынка проводят политику «широко закрытых дверей»: они преследуют корпоративные, а не региональные интересы. Нас интересует, чтобы отрасли развивались, были рабочие места, инвестиции и налоги. Организовать это поодиночке тяжело. Государство вынуждено решать конфликты. Когда рядом расположенные предприятия не могли договориться об объемах и поставках, они закрывались, люди не получали зарплату. Неделю стоит Ишимбайский катализаторный завод. Потребность Российской Федерации в этих катализаторах – 8 тыс. т, но весь объем продукции закупается в США. Поэтому главную задачу власти вижу в том, чтобы восстановив связи и сырьевые потоки, увеличить объем экономики страны».

По мнению Р.Хамитова, решать вопросы организации целевых цепочек должна власть. Нефть, конденсат, сырьевые газопотоки не просчитаны. Нельзя допустить концентрации в монополиях, надо взять под контроль цены, как в Катаре и Северной Америке, что обеспечит конкурентоспособность, необходимо проводить экспортную политику.

Президент Башкортостана заявил, что необходимо формировать кластер в рамках Приволжского федерального округа. «Задачу прорыва можно решить у нас в ПФО. И, по нашим расчетам, решение этой задачи будет дешевле для государства в 5 раз и быстрее в 2 раза, чем если работать с нуля. Друг без друга реализовать эти проекты невозможно, нужны нормативные акты, потому что пока действуем разрозненно», - заметил он.

«Понимаю, нефтехимия и нефтегазохимия для Башкортостана ключевой фактор развития, - ответил Дмитрий Медведев. - Однако никакой бизнес призывами не сагитировать, нужно создавать условия для совместного развития этих предприятий. Мы знаем, что такое Катар, а что такое Россия. Но, завершая реплику, обращаюсь не только к бизнесу, но и к региону в целом – от создания местных стимулов очень многое зависит, хотя, конечно, технологические решения принимаются на уровне Правительства».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2