news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В России право освобождать зеков могут получить жертвы преступлений

Возможность участия потерпевших в решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных обсуждается в Госдуме.

(Казань, 22 октября, «Татар-информ»). Депутаты Госдумы подготовили пакет предложений, содержащих революционные изменения условий условно-досрочного освобождения (УДО) осужденных. Последние смогут получить право самостоятельно обращаться в суды с прошением об УДО, минуя «фильтр» в виде администрации колонии. А жертвам преступлений предлагают участвовать в рассмотрении прошений своих обидчиков, пишет газета «Известия».

Количество прошений об УДО, которые ежегодно рассматриваются российскими судами, исчисляется десятками и сотнями тысяч. За первую половину этого года правом раньше срока выйти на волю успешно воспользовались 42 тыс. осужденных (всего было подано 71 тыс. ходатайств). Правда, прошения пишут по разным причинам далеко не все, кто имеет на это право – всего около 60 процентов.

Сделать УДО более доступным ряд депутатов предложил еще осенью прошлого года, однако до обсуждения в Госдуме конкретных предложений дело дошло лишь на днях. Зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн представил коллегам законопроект, который подразумевает обращение об УДО осужденного или его адвоката напрямую в суд. На данный момент есть барьер в виде администрации колонии, которое поддерживает обращение или же «заворачивает» его.

Почти одновременно с другим предложением, также касающимся изменений в Уголовно-исполнительный кодекс и условий УДО, внес с коллегами глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

«В нашем законодательстве было много сделано для защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Но в то же время забыли об огромном числе потерпевших, которым причинены тяжкие страдания, и об их правах», - говорит Плигин.

Депутат убежден, что процессуальный статус потерпевших необходимо усилить. Для этого их необходимо сделать полноправными участниками заседаний судов по УДО. По его словам, законопроект еще предстоит доработать и обсудить. В частности, определить категорию дел и преступлений, по которым потерпевший будет иметь право высказать свое мнение о возможном освобождении преступника. Возможно, речь пойдет о тех зеках, которые не торопятся возмещать своим жертвам ущерб.

При этом Владимир Плигин и его единомышленники напоминают, что в некоторых зарубежных странах такая практика есть. Причем мнение потерпевших о судьбе обидчиков учитываются по-разному.

«Так, родители жертв известного бельгийского педофила Марка Дютру были категорически против перевода его жены и сообщницы из тюрьмы для отбытия наказания в монастырь. Но их не услышали», - говорит Владимир Плигин.

В противовес авторы законопроекта приводят судьбу Марка Дэвида Чепмена, застрелившего в 1980 году Джона Леннона. С 2000 года приговоренный к пожизненному сроку убийца пишет прошения о помиловании из американской тюрьмы «Аттика». Но они отклоняются, и немалую роль в этом играет мнение вдовы главного «биттла» Йоки Оно, которая категорически против.

Предложение об устранении «фильтра» при УДО в виде начальников колоний эксперты поддержали единодушно. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2